Мир детства Василия Михайлова

У него очень распространённая фамилия – Михайлов. Зовут Василием. Он находится в солидных летах – есть дети, внуки. Словом, дед. На завалинке, однако, не сидит, не убивает время в доминошных баталиях со сверстниками, а, как и в молодости, трудится на ниве журналистики, пишет стихи для малышей, предаётся прозаическим опытам – это опять же занимательные истории родом из детства.

И действительно, мысленное путешествие в то самое счастливое время, пожалуй, лучшая терапия и душевное отдохновение – прежде всего для самого автора, не говоря уж о благодарной юной читательской аудитории. Великовозрастным дядям и тётям, кстати, прочтение сие тоже не противопоказано – потому что написано всё по-доброму, светло. Ибо, настраиваясь на волну детства, невозможно врать, да и просто нелепо вторгаться в эту чистую, непорочную страну со своими гаденькими взрослыми заморочками. Вот и старается автор, делает своё благородное дело чистыми руками, чутким сердцем.

На глаза мне попались две книжки из четырёх, написанных Василием Михайловым, начиная с 2000-го. Это стихотворный сборник «Мой колокольчик», выпущенный Средне-Уральским книжным издательством в Екатеринбурге в 2001 году, и с десяток рассказов, объединённых под обложкой с названием «Беличий переполох», напечатанных в Тюмени в 2012-м. Другие издания писателя озаглавлены в одном случае романтично – «Я лечу» (2011 г.), в другом по-детски незатейливо – «Цапли и лягушки» (2000 г.). Читая будто бы наивные житейские сюжеты, поймал себя на том, что редко какой человек из мира взрослых сможет вот так нефальшиво, внимательно, а главное – участливо прожить каждую историю. Прожить душой ребёнка, я бы сказал, удивиться увиденному. Ведь ты живёшь до тех пор, пока любуешься окружающим миром, всматриваешься в него пристально, с интересом.

Вот Михайлов описывает случай, своеобразную микробаталию о том, как сороки воевали с котом. Видимо, нашкодил четырёхлапый, гнездо чьё-то разорил – ну и получил сполна от пернатых. Шёл себе человек по улице Профсоюзной в самом центре города, мог пройти мимо и не заметить происходящего. Однако получилась забавная и поучительная история. Чем же была вызвана война сорок с котом? Этим вопросом задался автор, о том же подумали и дети. Ответа им «дед Василий» не даёт, а лишь намекает: сорока – птица сверхосторожная, и нападение на кота не в её правилах – для этого должен быть серьёзный повод. «А как вы думаете, ребята?» – вопрошает напоследок рассказчик.

Конечно, он неоригинален: воспитание человека начинается с любви ко всему живому и прежде всего – с внимательного отношения к братьям нашим меньшим. Здесь только успевай открывать для себя что-то новое. Пишущий снова становится незадачливым мальчишкой, который, поймав в горной речке увесистого хариуса, за здорово живёшь, сам того не желая «скормил» его соседскому коту… Рассказ «Хариус и кот» запоминается сакраментальной финальной фразой: «…никогда за свою жизнь я уже не ловил такого красавца». Деткам она в качестве утешения: мол, не только у вас свои маленькие неприятности. А взрослым – философское умозаключение: мол, где наша не пропадала, а мгновенья счастья так коротки и неповторимы.

Однако ж спасительный мир детства Василия Михайлова настолько богат на события, вмещая в каждую единицу времени так много, что и сожалеть-то особо ни о чём не приходится. Это и трагикомическая история с настоящей живой белкой в школьном классе («Беличий переполох»), и трогательное повествование о домашней любимице – кошке Дашке («Хорошо на даче», «Как меня Дашка лечила»), и которое по счёту наблюдение за братьями нашими меньшими («Как сорока сорочат на крыло ставила», «Материнский инстинкт», «Как Шарик стадо возмутил»).

Творчество – штука сладостная. Если уж просится на бумагу слово, если радостно тебе от нахлынувшего вдруг образа, пиши, делись с другими своими открытиями. Причём стихотворные картинки В. Михайлова, созданные с точки зрения ребёнка, ещё ёмче и ярче, если сравнивать их с его же прозаическими творениями. Здесь тебе и явления природы («Дождик»):

Станут тёплыми деньки,
Запорхают мотыльки
Дождик, дождик, продолжай!
Будет добрым урожай!

И трудовое воспитание («Что такое сенокос»):

Это время, когда косят
Травы
в поле, на лугах,
Мечут их потом в стога
Для чего? – спросил тут Валя.
Чтобы спать на сеновале.

И попытка иной интерпретации привычного сказочного сюжета («В царстве Кощея»):

Дед Кощей разбой забросил:
На рыбалке день-деньской.
Чёрный плащ давно не носит,
Приобрёл он вид людской.

Самый, пожалуй, удачный опыт переосмысления – это «старая сказка на новый лад», где тюменский автор увидел героев той самой «Репки» в новых житейских реалиях и даже посожалел о том, что никому особенно-то и не нужен теперь распространённый когда-то на Руси овощ. По-настоящему оригинальна сказка В. Михайлова «Уват-богатырь». Судя по названию, речь в ней о местах нашенских, но стародавних, когда водились здесь чудища-Змеи, и боролся с ними богатырь по имени Уват.

…Человеческая фантазия – штука удивительная. Василий Михайлов – по-хорошему большой ребёнок и фантазёр, чем радует нас, своих читателей.


8333