Госдума взяла за основу «бюджетное правило»
В пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроект о федеральном бюджете на 2013-2015 годы. Впервые он построен на бюджетном правиле, призванном притормозить бурный рост расходов последних лет и дать Минфину возможность вернуться к накоплению нефтедолларов в Резервном фонде.
Проект бюджета на 2013 год, с доходами 12,9 триллиона рублей, расходами 13,4 триллиона рублей и дефицитом 0,8 процента ВВП, – первый масштабный документ такого рода для нового состава Госдумы и обновленного правительства.
Итоги работы бюджетного комитета выразились в принятии обширного постановления об утверждении проекта в первом чтении. В нем правительству рекомендовано ко второму чтению «подумать о выделении дополнительных денег в 2013 году на социальное развитие села». А также субсидии организациям инвалидов и другим некоммерческим объединениям – на 135 миллионов рублей. Субсидии регионам на приобретение оборудования для физкультурно-оздоровительных комплексов – на 1,7 миллиарда рублей. На строительство бассейнов при вузах – на 1,3 миллиарда рублей. О выделении средств Росмолодежи на сумму не менее 600 миллионов рублей и т. д.
Дума также будет ждать предложений правительства о выделении регионам бюджетных кредитов на развитие сети детских садов – на 8 миллиардов рублей и о распределении 5 миллиардов рублей на адаптацию предприятий к условиям ВТО (для легкой и текстильной промышленности, сельского хозяйства и высокотехнологичного экспорта).
Отдельный пункт постановления посвящен майским указам президента. Ко второму чтению правительство должно представить «исчерпывающую информацию» о суммах, необходимых «для безусловного выполнения» указов в 2013-2018 годах. В частности, по увеличению зарплаты работникам социальной сферы и обеспечению денежным довольствием вновь призываемых военнослужащих по контракту.
В рамках нового продекларированного подхода «парламент все же место для дискуссий» руководство единороссов пообещало, что на этот раз «все будет иначе» – голосование не будет автоматическим. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин накануне пятничного рассмотрения обещал «очень горячее» обсуждение проекта.
Однако ничего принципиально нового, тем более «горячего», на пленарном заседании не случилось. Ключевой идеей бюджета-2013 и всей «трехлетки» остается пополнение Резервного фонда. Министр финансов Антон Силуанов, представляя бюджет депутатам, подчеркнул, что проводит курс на бездефицитный бюджет и создание подушки безопасности на случай кризиса.
«Сегодня без учета нефти и газа мы имеем дефицит бюджета в размере 10,7 процента ВВП. Проект бюджета на 2013–2015 годы позволяет снизить этот параметр, и в 2013 году так называемый ненефтегазовый дефицит сократится на 1 процент и составит 9,7 процента. В 2014 году этот показатель будет уже 8,7 процента, в 2015 году – 8,4 процента. Бюджет составлен с учетом бюджетного правила, которое позволит снизить риски бюджета, снизить зависимость от нефти и газа», – сказал Силуанов.
Бюджетное правило, просвещает нас «Эксперт», предполагает расчет бюджета на 2013 год, исходя из цены на нефть, 91 доллар за баррель (на 20 долларов меньше сегодняшней цены), в 2014 году – 92 доллара за баррель, а в 2015 году – 93 долларов за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7 процентов ВВП.
Хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда, перечисления планируют увеличивать ежегодно. Если в 2013 году перечислить планируется 373 миллиарда рублей, то уже в 2014 году этот показатель составит 596 миллиардов рублей, а в 2015 году достигнет 818 миллиардов рублей. Эти деньги в случае кризиса пойдут на помощь экономике.
Председатель Государственной думы Сергей Нарышкин поддержал Силуанова и проект бюджета на 2013 год. «Хотелось бы сказать, что проект бюджета носит явный социальный характер и направлен на безусловное выполнение социальных обязательств государства. Кроме того, проект бюджета направлен и на сохранение макроэкономической устойчивости, в том числе и в условиях кризисных явлений на финансовых рынках, и в мировой экономике в целом».
Министр финансов Антон Силуанов и глава бюджетного комитета Государственной Думы Андрей Макаров, отмечает «Коммерсант», демонстрировали единение и говорили о проведенной совместной работе даже в более восторженных тонах, чем их предшественники.
«Министерство финансов продемонстрировало предельную открытость, с приходом Антона Германовича у Госдумы появилась возможность получать любую информацию, в том числе и ту, которую мы не имели в прошлом составе», – заявил Андрей Макаров. «Мы готовы работать над предложенными депутатами мерами дополнительной поддержки приоритетных направлений при подготовке проекта ко второму чтению», – сказал Антон Силуанов.
Господин Силуанов сообщил, что, готовя бюджет, Минфин пытался решить пять задач. Первая – это снижение зависимости от нефтегазовых доходов через введение бюджетного правила. Бюджет–2013 рассчитан, исходя из цены на нефть, 91 доллар за баррель при ожидаемых 97 долларов за баррель.
Вторая цель – увеличение антикризисной подушки безопасности, Резервного фонда РФ. Третья – концентрация на приоритетных расходах. Это социалка (повышение зарплаты врачам, учителям и работникам культуры, поддержка ведущих вузов), оборона (перевооружение армии и флота) и инфраструктура (новые дороги, реконструкция аэропортов). Четвертая задача – помощь региональным бюджетам. Пятая – набор мер и нераспределенная заначка в 200 миллиардов рублей на случай кризиса.
Обсуждение было вялым. Всколыхнул его главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев, который, опираясь на результаты слушаний в Общественной палате, привел «несколько критических выводов».
Первое – социальные вопросы. Предполагаемые расходы не позволяют изменить положение дел в таких ключевых отраслях, как здравоохранение и образование.
Второе. Проект бюджета очень робко решает задачи развития, задачи перехода страны на новую траекторию роста. Логика представленного бюджета – ожидание «черного дня».
Третье. Проводимая денежными властями политика высоких процентных ставок становится барьером, сдерживающим экономическое и социальное развитие. Процентные ставки в России сегодня в разы выше, чем в ведущих странах мира, – 15-20 процентов годовых у нас и 3-5 процентов, например, в Германии.
В результате – целый ряд негативных последствий. Имеющие возможность российские компании кредитуются за границей, что косвенно наращивает внешний долг. Некоторые виды деятельности, например, аграрное производство – практически невозможны при нынешнем рыночном уровне ставок. Отсюда – специальные схемы дотаций, позволяющие отечественному производителю хотя бы как-то работать, дотаций, заложенных в бюджет. Снижение ставок привело бы к упрощению схем кредитования и сняло бы соответствующую нагрузку с бюджета.
Субъекты федерации вынуждены занимать деньги на рынке слишком дорого. Это перегружает региональные бюджеты и требует дополнительных средств в федеральном бюджете. Обслуживание долга субъектов федерации становится неприемлемо дорогим.
Наконец, высокие процентные ставки тормозят экономический рост, а значит, хозяйство страны дает меньше налоговых поступлений в государственный бюджет.
Четвертое. Необходимо развивать облигационный рынок. Мы видели, как ипотечное кредитование, пусть пока нескладное, дорогое, оживило рынок жилищного строительства. «Нам очень нужны подобные финансовые инструменты».
Пятое. Сегодня ни один из государственных институтов не отвечает за экономический рост. Денежные власти стремятся минимизировать свои задачи. Например, Центральный банк обещает оставить в своем ведении лишь одну задачу – поддержание низкого уровня инфляции. В то время как центральные банки ведущих стран отвечают в первую очередь за экономическую активность, за уровень занятости, за экономический рост. Ключевыми параметрами для решения таких задач являются уровень процентных ставок и курс национальной валюты.
«Полагаем, что назрела необходимость в кардинальном изменении денежно-кредитной политики. Целями такой политики должно стать энергичное хозяйственное и социальное развитие, экономический рост не ниже 6 процентов в год, а вовсе не попытка во что бы то ни стало достичь стабильности и избежать любых рисков. Стабильности при нынешней политике не будет. Такая политика не снижает риски, она их увеличивает. Боюсь, что мы затолкаем экономику в депрессию, сами затолкаем, безотносительно того, сколько будет стоить нефть – 97 или 197 долларов».
Думские фракции отреагировали на выступления примерно так же, как и при принятии предыдущих бюджетов. «Единая Россия» в лице зампреда Госдумы Андрея Воробьева проект похвалила, отметив, что он сделан во исполнение приоритетов указов президента. Глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов назвал проект бюджета «худшим за последние годы». Замруководителя фракции «Справедливая Россия» Оксана Дмитриева упрекнула Минфин в умышленном занижении доходов госказны. Проект, по ее словам, «имеет ярко выраженный антисоциальный характер». ЛДПР заняла двойственную позицию. Выступивший от имени фракции глава комитета по охране здоровья Сергей Калашников заявил, что документ не является ни «бюджетом развития», ни даже «бюджетом стабилизации» – многие расходы, в том числе на медицину, в нем снижаются.
В результате «Единая Россия» и ЛДПР бюджет в первом чтении поддержали, КПРФ и справороссы – нет. За принятие документа проголосовали 296 депутатов, против – 139.