За кино!

В рамках V Всероссийского открытого форума искусств и культурных инноваций “К успеху через творчество” в Тюмени прошел фестиваль документального кино “КинЗА-2012”. За четыре дня зрители увидели тридцать очень разных фильмов – от работ столичных режиссеров, увенчанных лаврами международного признания, до молодежного любительского видео, смогли встретиться и пообщаться с авторами и участниками фильмов.

Кинофестивали в Тюмени устраивает академия культуры, искусств и социальных технологий по инициативе Натальи Соколовой, которая заведует в родном вузе научной библиотекой и уже десять лет ведет киноклуб, знакомя тюменцев с хорошими, но малодоступными фильмами.

Пять лет назад случился полувековой юбилей тюменского телевидения. “И у нас с Анатолием Омельчуком возникла идея – а почему бы не показать лучшие фильмы ГТРК “Регион-Тюмень”? – рассказывает Наталья Павловна. – Документальное кино сегодня не доходит до массовой аудитории. А молодежь и вовсе живет в сети, даже телевизор не смотрит”. Зато благодаря быстрому развитию технологий много и охотно снимает – на видеокамеры, телефоны и прочие гаджеты. В результате порой рождаются достойные произведения. Такие, как фильм “В сумерках”, снятый обычным фотоаппаратом с функцией видеозаписи и показанный в разделе киноклуба “Кино, за которое не стыдно”. Именно для таких фильмов в 2009 году был придуман фестиваль любительского кино “КиноКонструктор”.

С тех пор фестивали любительского и документального кино чередуются. Два года назад появилось название “КинЗА”, которое расшифровывается просто – “За кино”. Фестиваль вышел за рамки сугубо телевизионной документалистики и даже приобрел международный статус, потому что демонстрировал французские и украинские фильмы, а главное ­– ленты Анастасии Лапсуй, которая родилась в Ямало-Ненецком автономном округе, в последнее время живет в Финляндии, снимает и показывает свои работы по всему миру.

На нынешней “КинЗЕ” заграничных фильмов не было, зато произошло другое яркое событие, которое Наталья Соколова анонсировала так: презентация всемирно знаменитой школы документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Зрители увидели фильмы самой Разбежкиной, в том числе последнюю ее работу под названием “Люди Олени Болота” – все слова с заглавной буквы и без знаков препинания. Долгий, неспешный, временами тяжелый фильм показывает жизнь коми-ижемцев, оленеводов Левозерского района Мурманской области. Без комментариев. Просто один сезон в кольской тундре. А выводы каждый делает сам…

О творческом методе Марины Александровны рассказал ее ученик, выпускник ГИТИСа, актер и режиссер московского “Театра.doc” Алексей Жиряков, приехавший в Тюмень со своим фильмом “Дом у дороги”. В мастерской Разбежкной он научился снимать “медленное и горизонтальное” кино. Такое, в котором не ищут ответы на вечные вопросы бытия, не мечутся по вертикали между раем и адом, а показывают повседневную жизнь обычных людей. Жиряков выбрал молодую семью из воронежской деревни. Глава семьи, компьютерщик, перебивается эпизодическими заработками, ездит на оранжевой “копейке”, его жена Марина занимается детьми, домом, огородом, козами. Это реальные люди, и первым делом надо было уговорить их сниматься. Следующий этап – проникнуть в их личное пространство, так называемую “зону змеи”, приучить к своему присутствию, к камере, которая всегда рядом и всегда следит, быть с ними изо дня в день, ездить и ходить туда, куда едут и идут они, пока не расслабятся, не перестанут себя контролировать... Никаких интервью и синхронов, под запретом закадровый текст, нельзя использовать штатив и зум. Это кино “здесь и сейчас”, похожее на игровое, артхаусное, но без актеров и постановочных кадров. Достойное проката, но редко его получающее…

В программу “КинЗЫ” вошла также картина “Милана” Мадины Мустафиной, еще одной ученицы Разбежкиной. Этот фильм “про девочку из леса”, жесткий и сильный, достоин отдельного разговора, поэтому его обещают показать повторно в рамках киноклуба.

Самарская актриса Елена Орлова, как всегда, представила добрые и тонкие фильмы, снятые в лучших традициях отечественного документального кино. Но с особым пристрастием неравнодушная и активная фестивальная публика встречала ленты земляков – об истории и сегодняшнем дне Тюмени, о людях нашего края. Зрители познакомились с фильмом Ольги Ожгибесовой и Марины Тугариновой “Формула высоты” об инженере-конструкторе Николае Никитине, обсудили фильм Константина Одегова “Распутин-Новый. 190-6-3Без покрова”, вспомнили хорошего театрального директора Александра Калугина (“Папа Кузя”), на 13 минут вернулись в мрачные времена, когда отказ сбрить бороду мог стоить жизни (“Дело о бороде”), провели интересный вечер с актером и телеведущим Алексеем Шляминым. Поскольку в этом году у областного телевидения снова юбилей – 55 лет, организаторы фестиваля включили в программу фильмы тюменских телекомпаний: ГТРК “Регион-Тюмень”, студии “ТРТР” и целую подборку от агентства “Сибинформбюро”. А под занавес предоставили экран молодому кино Тюмени – и не прогадали. Фильмы “Призрак “Юбилейного” и “Аркаим: путешествие с собой” вызвали в зале бурную реакцию…

“КинЗА-2012” завершилась, но в фильмотеке Натальи Соколовой таится еще уйма невиданных киносокровищ. Тех, кому интересно, ждут в киноклубе по адресу: ул. Республики, 19, кабинет 106. Каждую пятницу в 17.30. Бесплатно.


8139