За первыми пробами пера иногда действительно угадываются сильная тяга к творчеству, желание самовыразиться – в прозе или в стихах. С течением времени это состояние в человеке может укрепиться. Но бывает, что творческий порыв теряется со временем в житейской суете. Стихотворные опыты тюменки Ольги Даниловой-Пушкарь имеют свою долгую временную составляющую, однако опубликовать написанное она решилась лишь несколько лет назад. У неё вышло несколько книжек, она – член Союза писателей России.
На одной из творческих встреч прозвучали вот эти строчки:
Скошены луга, и гуляют кони,
Отголосок лета упадет в ладони…
Пестрые леса, осени начало,
Нас с тобой любовь истово качала.
Радостно вела, нежностью шептала,
Страстью опаляла…
Стихи запали в душу. Однако «знатоки» заспорили о том, умест-ны ли последние две фразы: мол, и так все ясно. Другие возражали: выбросить их легко, но вместе с ними пропадет что-то чисто женское. Хотя, справедливости ради стоит отметить: законченность, если хотите, правильность стиха действительно видна в четырёх строках. А мне, «нестихотворцу», обычному человеку, далекому от поэтической кухни, это занятие казалось неимоверно сложным, просто невозможным вот так взять и выстроить в некую зарифмованную гармонию своё состояние, отношение к жизни и лирический взгляд на окружающий мир. И смог бы я выразиться, к примеру, вот так просто и ёмко: Серое небо … / Сплошь облака, / Быль или небыль – / Жизни река…
Следующий стих – некий эпизод, намёк на мимолетность мгновения любви, где, впрочем, угадывается некая взбалмошность героини, её каприз:
Ты в жизнь вошел мою непрошен,
Каким ты был, я все же не пойму.
Уже твой образ запорошен,
Не нужен ты ни сердцу, ни уму.
Иногда лишь одним штришком автору удается передать и свет, и цвет, и тихое весеннее настроение:
Синий сумрак мягко ляжет
На запястия весны,
Ночь на пяльцах тихо вяжет
Кружевные мои сны…
А в стихотворении «День прошит домами и деревьями» за игрой слов «день прожит и прошит» проглядывает попытка осмысления окружающей действительности.
День прошит домами и деревьями,
День прожит пасхальными поверьями,
День прожит мирскими разговорами,
День прошит людскими взорами.
День тысячелюдно судьбами прожит,
Встречами и расставаньями прошит.
Новой жизнью, песнью, смертью он пробит
И, прощеный, временем забыт.
День прожит с любовью, светом, нежностью,
Он умаслен сытой безмятежностью.
День забит трагедией и горем –
И теперь уходит к новым зорям.
И всё-таки что это такое – быть поэтом? «Как мне кажется, поэтом быть нелегко, – говорит Ольга Ивановна. – Было бы нескромно – вот так взять и заявить: я поэт. Наверное, надо обладать умным, страстным сердцем, иметь свой какой-то жизненный опыт, суметь его переварить, интересно подать… Думаю, лирический герой – не просто собеседник, а личность, чьи мысли, чувства притягивают читателя, заставляют сопереживать. Объяснить же магию стихосложения не дано никому, в том числе и пишущему. Стихи либо случаются, либо нет. Чаще они возникают в голове сами по себе – мне остается их только зафиксировать на бумаге. Иногда в стихотворную форму просится какая-нибудь пережитая мною ситуация. Бывает, возникает какой-то поэтический образ, рифма. С другой стороны, конечно, не всегда личную жизнь автора следует отождествлять с его творениями. Лирический герой не обязательно идентичен личности творца. Если честно, то о стихосложении я всерьёз не думала ни в детстве, ни в юности. Пробовала писать, ещё в школе тяготела к сочинительству. Вместе с тем поэтическое ремесло казалось мне чем-то очень сложным, за-предельным, а сами поэты виделись некими небожителями. Но музыка стиха всё-таки жила у меня внутри. Обнаружив это, была очень удивлена, испытав радость вперемешку с растерянностью, появился тревожный вопрос: и что теперь делать? У каждого свой путь в творчестве. Впоследствии вы-брала профессию врача-офтальмолога, оставив за собой право заниматься поэзией».
Интересуюсь у Ольги Ивановны, посвящают ли поэтические строчки ей самой. «Да, – говорит, – однажды один из поклонников адресовал мне такие строки: «Звезда небесная и звезда земная – / Что между ними общего, пока не знаю. / Я постараюсь все-таки понять и необъятное объять. / Звезда небесная сияет, но не греет, / Звезда земная, в общем, тоже холодна. / И если от небесной тайной веет, / то и в душе земной не видно тоже дна». Этот человек угадал: к поэзии я отношусь трепетно. Обожаю Есенина, Ахматову, Блока. Пушкина тоже, но всё-таки предпочтение отдаю Лермонтову. Какие у него тонкие, интересные, глубокие стихи! Из современных поэтов люблю Рубцова, Дементьева, Римму Казакову.
Стихотворные подборки Даниловой-Пушкарь публикуются в «Тюменской правде», «Тюменской области сегодня», «Тюменских известиях», в журналах «Тюмень литературная», а также в питерском «Невском альманахе».