«Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» – эта лермонтов-ская строчка стала названием выставки в тюменском музее-усадьбе Колокольниковых, посвящённой 200-летию нашей победы над Наполеоном. Ведущий специалист Евгений Бушаров (автор экспозиции) отмечает: несмотря на то, что от районов боевых действий нас отделяют тысячи километров, идея и концепция тематического показа предметов той эпохи признаны музейщиками из столиц лучшими.
Прежде всего акцент сделан на том, что сибиряки (в том числе тюменцы и тоболяки) внесли посильный вклад в победу над врагом. Они сражались во многих полках – в регулярных формированиях их насчитывалось 27 тысяч.
Кстати, на стендах представлены фамилии выходцев из нашего края – офицеров и рядовых. Например, изображение корнета 3-го казачьего Украинского полка Александра Алябьева, сына губернатора и будущего знаменитого композитора (он участвовал в той войне в качестве добровольца), портреты тринадцати декабристов, защищавших Отечество в 1812-м, но посягнувших на царя в 1825-м и сосланных за это в Сибирь… В коллекции книг начала XIX века экспонируются экземпляры, принадлежавшие герою Бородино М.И. Муравьёву-Апостолу, а также издания на польском языке, которые могли читать военнопленные – уроженцы этой страны, воевавшей вместе с французами против России (вояки-чужестранцы отбывали ссылку в нашем крае немногим более года). Архивные материалы доносят до нас информацию о том, что в дни лихолетья в качестве пожертвования в пользу армии население Сибири вносило деньги, ткань, ружья, пистолеты… Выставочные образцы дают нам представление о том, с чем шли в бой ополченцы и какое оружие применяла против захватчиков регулярная армия. О народном характере войны свидетельствует и сельхозинвентарь XIX века – вилы, косы, топоры, дрекольё… Подобные предметы бытовали на территории, где проходили военные действия в России, крестьяне использовали их в качестве оружия для защиты своих очагов.
Центральное место в экспозиции занимает фотофрагмент крестьянской избы в деревне Фили, где 1 (13) сентября 1812 года фельдмаршалом М.И. Кутузовым было принято решение о сдаче неприятелю Москвы. Ведущим экспонатом инсталляции является икона Смоленской Божьей Матери. Вторая часть выставки отдана военно-исторической миниатюре известного тюменского знатока наполеоновских войн Сергея Шумилова – его коллекция насчитывает более 220 оловянных и пластиковых фигурок воинов противоборствующих армий.
Впечатляет и обращение к верноподданным императора и самодержца всероссийского Александра I. В нём есть пронзительные строки: «…Ныне взываем ко всем нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с нами единодушным и общим возстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдёт он на каждом шаге верных сынов России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом гражданине Минина. …Народ Русской! Храброе потомство храбрых славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремившихся на тебя львов и тигров; соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакiя силы человеческiя вас не одолеют». По возможности сохранив орфографию того времени, надеемся передать дух и содержание манифеста, прорывающиеся в характерном построении фраз, никого не оставляющих равнодушным. Потому что они родственны с другим правительственным обращением – лета 41-го, когда на Русь пришла очередная напасть и трагедия. А в дни тревог судьбы и души людские единятся. К сожалению, только во дни тревог…