Под знаком вечного искусства

У музея изобразительных искусств – юбилей. В 1957 году в Тюмени открылась картинная галерея, спустя тридцать лет она получила титул музея, а свое 55-летие встречает в составе областного музейного комплекса.

Вообще-то с датами иногда возникает путаница. Решение создать в нашем городе художественную галерею было принято в 1956 году, тогда же началась подготовительная работа. Но по-настоящему музей рождается, когда в него приходит первый посетитель, а это случилось в сентябре 57-го. Искусствовед Наталья Паромова вспоминает: “В наш почтовый ящик положили газету “Тюменская правда”, отец развернул ее и сказал: “О, у нас открылась картинная галерея”. Я, девочка-первоклассница, обомлела, потому что для меня была только одна картинная галерея – Третьяковская.

Я сразу представила, что Тюмень стала Москвой. В следующее воскресенье состоялся семейный поход в картинную галерею. Располагалась она в бывшем доме купца Панкратьева, который мне представлялся целым дворцом. Первое, что я увидела, – портрет императрицы Марии Федоровны. Фамилия художника, Боровиковский, мне ни о чем не сказала. Но я стояла, обомлев. Я понимала, что передо мной настоящая императрица, которая жила в XVIII веке, и эта императрица – в Тюмени…”

Возможно, именно незабываемые впечатления детства побудили Наталью Александровну сразу после окончания школы прийти на работу в галерею. Общение с прекрасным началось с забивания гвоздей и таскания ящиков. В штате – пять человек, никаких монтажников и грузчиков. Развешивать картины, забираясь под высокий потолок, тоже приходилось самим. А потом вести экскурсию или светскую беседу с гостями. В этом смысле за полвека мало что изменилось…

Но, как сказала Ирина Антонова, директор московского музея им. Пушкина: “В музей или приходят и уходят через месяц, или приходят и остаются на всю жизнь”. Неудивительно, что за десятилетия музейные сотрудники прикипают душой к экспонатам, как к родным людям. В этой большой семье любимы все – и императрица Боровиковского, и крестьянка Венецианова, и “Казак” Маковского, и “Купальщица”, и “Доктор Любимов с собакой” Кустодиева, и неизвестный с портрета кисти Тропинина... 180-6-1Кстати, две последние работы привели в восхищение сотрудников Третьяковской галереи, где восемь лет назад демонстрировались шестьдесят произведений из тюменской коллекции русской классики. Наши музейные сокровища видели в Москве, в городах Урала и Сибири, а в былые времена – в Ташкенте, Баку, Минске… Больше всех путешествует по миру “Композиция” Василия Кандинского. Картина, побывавшая в Финляндии, Германии, Японии, Италии, и сейчас на “гастролях” в Падуе.

Кстати, авторство “Композиции” установили сравнительно недавно. А в пятидесятые никто и подумать не мог, что одну из работ, переданных во вновь созданную галерею из краеведческих музеев Тюмени и Тобольска, ждет такой успех. Тем более что абстрактное искусство в ту пору было не в почете… Немало экспонатов поступило к нам из министерства культуры. Но многими, очень многими достойными полотнами музей обязан своему первому главному хранителю Евгению Константиновичу Кроллау, ленинградскому интеллигенту, выпускнику Репинского института. Тюменская галерея стала первым местом работы будущего главного хранителя Русского музея, и весь энтузиазм молодости, всю энергию и талант он употребил на то, чтобы практически с нуля создать художественное собрание, которое и поныне считается одним из лучших за Уралом. За несколько лет в Тюмени он указал основные линии развития галереи, к примеру, положил начало коллекции тобольской резной кости, которая с тех пор выросла многократно и, несмотря на трудные времена, продолжает пополняться – за счет даров от друзей-художников, отмечает искусствовед Вера Субботина, нынешний хранитель собрания.

А об экспедициях в глубинку за народным искусством, о том, как спасали уникальные резные наличники, можно написать целый роман. Этот этап развития галереи связан с именем Нели Николаевны Шайхтдиновой, еще одной знаковой для нашего музея личности. Собственно, за каждой новой коллекцией, за появлением новых направлений в музейной работе стоит конкретный человек. Первые художники Тюмени и тюменский народный ковер – Наталья Сезева. Искусство Севера, традиционное и современное, – Наталья Федорова…

180-6-3Сегодня музей сотрудничает со всеми творческими союзами, предоставляет экспозиционные площадки молодым художникам, в его стенах проходит 40 выставок в год, хранится 14 тысяч экспонатов. Фондовые собрания скрывают еще много неразгаданных тайн. Стоит увлечься, копнуть поглубже, нащупать связующую нить, и непременно родится хоть маленькое, но открытие. Хранитель коллекции древнерусского искусства Ирина Мануйлова продемонстрировала гостям любопытный экспонат – двухсторонний нательный крест конца XVIII – начала XIX веков. На лицевой стороне – христианская символика, на обратной – языческая. Неизвестный автор полагал, что две разные системы представлений описывают одно и то же мироустройство, космос, вечный и живой. Аналогия может показаться странной, но музей – это тоже своеобразный космос. Он так же неисчерпаем и, хочется верить, устоит перед всеми потрясениями, чтобы и дальше дарить нам встречи с искусством, созданным пережить века.


7981