Айзенштадт из Ялуторовска

Провизор и раввин в одном лице

В связи с празднованием 100-летия тюменской синагоги в областной прессе часто упоминается фамилия одного из ее основателей и первого раввина – С.М. Айзенштадта. Но почти ничего не сообщается о его биографии, профессии. У нас есть возможность восполнить этот пробел за счет сведений из фондовых источников Ялуторовского музейного комплекса и материалов, которые любезно предоставил музею тюменский раввин И. Е. Варкин.

Судьба Соломона Моисеевича Айзенштадта тесно связана с Ялуторовском. Впервые это имя появляется в документах конца XIX века. «Адрес-календарь Тобольской губернии» 1891 года сообщал, что в Ялуторовске на тот период работала вольная аптека провизора С.М. Айзенштадта (он же – управляющий аптекой).

По данным «Сибирского торгово-промышленного календаря» за 1900 г., выходившего в Томске, Соломон Моисеевич значился не только владельцем аптеки, но и имел свидетельство купца 2-й гильдии вместе с Мейером Давыдовичем Добриным, который торговал в Ялуторовске бакалейными товарами.

«Список мест Тобольской губернии» за 1903 год проливает свет на общественную деятельность С.М. Айзенштадта, который состоял в обществе попечения об учащихся.

Из «Адреса-календаря Тобольской губернии» за 1906 год можно узнать, что в 1905 году вольной аптекой, принадлежащей Айзенштадту, управляет провизор В.С. Матвеев. Очень интересные исторические сведения об этом человеке сообщила на страницах альманаха «Явлутур-городок» (№6 за 2011 г.) его внучка Вероника Дроздова, проживающая в г. Королеве: оказывается, ее дед, получивший высшее фармацевтическое образование в Казанском университете, в 1904 году вместе с семьей перебрался в Ялуторовск, купил аптеку и дом, в котором она и размещалась, и выплачивал за нее в рассрочку до 1917 года. А дом этот стоял на Большой Вознесенской улице (ныне Первомайская, 60). Именно в этом особняке в 1841 году родился будущий меценат и промышленник Савва Иванович Мамонтов. На фасаде строения висит доска «Памятник архитектуры XVIII в. Охраняется государством», а эмблема с надписью «Страховое общество «Саламандра». 1846 г.», которая некогда охраняла исторический дом от пожаров, недавно перекочевала с его фасада в фонды музея.

Пока нет точных сведений, имел ли этот дом прямое отношение к С.М. Айзенштадту. Возможно, В.С. Матвеев купил недвижимость у кого-то другого, хотя вряд ли. Ясно одно: все более погружаясь в обязанности духовного руководителя еврейской общины в Ялуторовске, Соломон Моисеевич уже не имел возможности повседневно вникать в аптекарские дела и нанял в качестве управляющего дипломированного специалиста, которым оказался именно В.С. Матвеев.

Газета «Ялуторовская жизнь», выходившая в 1907 году, приводит на своих страницах любопытный исторический факт: 19 августа в 6 часов вечера состоялась еврейская религиозная процессия от дома М. Берковича к еврейской синагоге. При большом стечении публики переносили пожертвованную им для синагоги «тору» (скрижали). В №11 городская газета писала о том, что прихожане и староста Еврейской синагоги приносят искреннюю благодарность Михаилу Ивановичу Ильиных (одному из видных Ялуторовских купцов. – П.К.) за пожертвование на молитвенный дом в размере 100 рублей.

По всему видно, что синагога в Ялуторовске (в некоторых источниках она фигурирует как молитвенный дом) появилась раньше, чем в Тюмени, по меньшей мере, лет на пять. И в этом, наверное, присутствует какая-то историческая логика. Еврейская община в Ялуторовске играла заметную роль в местном обществе и крепла год от года. Если в 1858 году (Н. Абрамов. «Город Ялуторовск с его округом», «Тобольские губернские известия», №25, 1864) в Ялуторовске насчитывалось 12 мужчин и 12 женщин еврейского вероисповедания, то в 1891 году в городе уже проживало 102 еврея на 4286 русских. В 1909 году Ялуторовский уездный исправник Новосельцев в одном из своих отчетов приводит следующую статистику о составе городского населения: 4168 русских, 12 поляков и 101 еврей. В 1913 году в Ялуторовске значилось 4 православных храма и 1 еврейский молитвенный дом.

Своеобразным отражением влияния еврейской общины на общественную жизнь в Ялуторовске стали перемены в городской топонимике. Так, на карте города в 1904 году уже можно найти улицу Еврейскую (ныне Свободы). Евреи имели также собственное кладбище.

Достаточно устойчивые позиции занимала еврейская община и в торговом сословии. В 1911 году, когда в Ялуторовске строилось новое каменное здание для городской управы (оно сохранилось, но нуждается в реставрации), на оснащение помещений органа власти пожертвования поступили от ряда влиятельных еврейских семей. Владелец первого синематографа Раиса Иосифовна Симкина передала 28 аршин ткани, Михей Мордухович Беркович, владевший недвижимостью, – два железных умывальника, торговцы Абрам Борисович Кучеров – висячие лампы «Молния», Абрам Давыдович Абросимов – 44 аршина парусины для штор к окнам.

В исторических документах сохранились сведения о сборе денег в пользу семейств георгиевских кавалеров за 1916 год, активное участие в нем приняли Маргарита и Ольга Беркович, учащиеся женской прогимназии.

А теперь о тюменских страницах биографии С.М. Айзенштадта. Сообщая о закладке синагоги в Тюмени, «Сибирская торговая газета», №138 от 29 июня 1911 г., отмечала, что после чтения псалмов местным кантором раввин С.М. Айзенштадт произнес краткую речь по-русски. «Сибирский листок», №104 от 2 сентября 1912 года, рассказывая читателям об освящении синагоги, несколько раз упоминает С.М. Айзенштадта: «А.И. Текутьеву на подносе были поданы ножницы, и он торжественно расстриг ленту, затем раввин г. Айзенштадт, которому был подан ключ от дверей, открыл двери…»; «После торжества раввин г. Айзенштадт обратился к собравшимся с большой речью, в которой выяснил громадное значение для общины собственной синагоги; благодарил жертвователей и отметил, что несмотря на малочисленность еврейской общины в Тюмени, благодаря энергии строителей удалось создать прекрасное здание; благодарил много потрудившихся Д.З. Ноторина, И.Л. Альтшуллера и И.М. Брандта».

Когда же С.М. Айзенштадт стал отправлять службу в Тюмени? Ответ на этот вопрос дает документ, направленный из канцелярии Тобольского губернского управления 8 декабря 1908 года для сведения в Тюменскую городскую управу: «…провизора Соломона Моисеевича Айзенштадта, согласно избрания уполномоченных Тюменского еврейского общества и на основании 14 ст., утвержденной 10 Декабря 1904 года Министром Внутренних Дел инструкции, утвердить в должности раввина г. Тюмени, не слагая с него обязанности раввина и по г. Ялуторовску, в виду ходатайства о том Ялуторовского еврейского общества и согласия на это самого Айзенштадта…». Согласно этому документу, в должности Тюменского раввина С.М. Айзенштадт утвержден с 1 января 1909 года на трехлетний период.

В архивах сохранились деловые бумаги, подписанные С.М. Айзенштадтом как раввином городов Тюмени и Ялуторовска. В одной из них, от 4 марта 1910 года, Соломон Моисеевич просил Тюменскую городскую управу сверить направляемые им четыре метрических книги о бракосочетавшихся, родившихся, умерших и разводившихся евреях по г. Тюмени за 1909 год с подлинниками и направить их обратно. В метрическом свидетельстве, датированным 16 октября 1911 года, раввин подтверждает факт рождения у тюкалинского мещанина Ицко Варшавского и законной жены его Фейги в г. Тюмени сына, нареченного именем Вульф.

Скорее всего, С.М. Айзенштадт не отработал отпущенный срок. 11 февраля 191 (?) года Тюменская городская управа направила в Тюменскую еврейскую общину письмо с припиской «Сдать Врачу Ноторину»: «За смертию Раввина г. Тюмени Айзенштадта, Городская Управа имеет честь просить Еврейскую Общину озаботиться избранием Раввина г. Тюмени в ближайший срок, если же таковое избрание не состоится в скором времени, то Тюменские евреи по делам веры в силу закона причисляются к ведомству соседнего Раввина, т.е. Тобольского, которому будет поручено Тобольским Губернским Управлением исполнять обязанности Раввина и по г. Тюмени».

Так закончился земной путь провизора и раввина. К сожалению, не располагаю фотографией этого человека. Может, читатели помогут?


7948