Россию теснят с мировых рынков газа и нефти
Наше информационное «всё» – программа «Время» – открывается патриотической рекламой про наше энергетическое «всё» – Газпром. Нам ежедневно внушают, что Россия обладает самыми крупными запасами природного газа в мире – его доля 18%.
И вот, не далее как в минувшем августе, премьер Дмитрий Медведев обеспокоенно заявляет: «… Мы с вами знаем: конкуренты и те, кто вообще занимается шельфом в мире, работают гораздо быстрее нас, поэтому надо действовать. И вообще надо помнить, что каждые 50-70 лет в мире происходит энергетическая революция, и еще неизвестно, где через соответствующий период времени мы окажемся с нашими углеводородами. Будем ли мы кому-то интересны…».
Тревога премьера явно противоречит легкой издевке Алексея Миллера, председателя правления Газпрома, на которую он рискнул в начале 2012 г. : «Сланцевая революция» в США похожа на голливудский фильм», – сказал г-н Миллер. Кажется, со своей бравадой он попал пальцем в небо.
Еще год назад заместитель председателя правления “Газпрома” и глава ”Газпромэкспорта” Александр Медведев предвещал закрытие крупнейшего в мире рынка газа – американского. Однако, не случилось. “Ситуацию усугубляет так называемая революция в добыче газа из нетрадиционных источников в США, — отмечают эксперты. – Если несколько лет назад ни одна из известных нам организаций не прогнозировала быстрый рост добычи газа в США, то сегодня практически все компании говорят о перспективности добычи сланцевого газа, которая может коренным образом изменить весь мировой газовый рынок”.
Как и в случае с нефтью, США уже второй год покрывают свои потребности добычей собственного сланцевого газа – в 2010 г. страна превратилась в чистого экспортера этого ресурса. Не менее важно и то, что цена газа на внутреннем рынке Америки – $70 за 1000 куб. м. Это почти вдвое ниже внутренних цен России, что немедля сказалось на стоимости электроэнергии: её оптовая цена в США вчетверо ниже российской. А Газпром упорно повышает стоимость газа на внутреннем рынке России на 15% ежегодно.
Попутно Газпром шантажирует правительство и страну тем, что ни в коем случае нельзя увеличивать налоги на газ. Иначе, утверждают лозунги масштабной пиар-кампании, «угробите страну». Дескать, инвестиции упадут не только в газовой, но и в смежных отраслях, что плачевно скажется на занятости населения и вообще на всей экономике.
Авторов этой бессовестной кампании не смущает, что ставка налога на добычу газа изначально была занижена по сравнению с нефтяным НДПИ в 13 раз (в пересчете на тонну нефтяного эквивалента). Мало того, она не повышалась с 2005-го по 2010 год. Но и после мизерного увеличения НДПИ он в цене газа все равно занимает у Новатэка — 9,6%, у Газпрома – 17% , а у нефтяников – примерно 40%.
Словом, беспокоиться нашему премьеру есть о чем. Я уж не говорю, что по запасам сланцевого газа сегодня первое место в мире занимает Китай. Не по этой ли причине первый визит в Поднебесную Владимира Путина в качестве новоизбранного президента окончился тем, что он уехал, так и не согласовав цену поставки в Китай российского газа. Между тем труба для этой цели построена, и пока, вовсе не фигурально, инвестиции пущены на ветер, поскольку в трубе гуляет воздух.
Зимой 2011-2012 годов Газпром провалил поставку согласованных объемов газа в Европу. Почему? По словам анонимных сотрудников монополиста, он вышел на предел своих технических возможностей. Что скрывается за этим более чем странным оправданием, анонимы не пояснили. Тем не менее фиаско налицо.
Рекорд за всю историю Газпрома – 703 млрд куб. м в 2006 г. А зимой 2011-2012 гг. добыто, в расчете на год, на 4% меньше. При этом Алексей Миллер, по данным «Ведомостей», в очередной раз доложил Владимиру Путину неверную информацию: «В этом году объем добычи Газпрома составит около 520 млрд куб. м газа». На самом деле, работая на пределе мощности, в 2011 г. добыча никак не могла быть выше 512 млрд куб. м. То есть на уровне 2010 г.
По крайней мере два факта раскрывают тайну предела технических возможностей газового монополиста. Первый – безудержное строительство магистральных газопроводов без полных гарантий (как в случае с Китаем), что прокаченный по ним газ купят за вожделенную Газпромом цену. Кстати, стоимость километра этих магистралей зашкаливает хоть в сравнении с советскими временами, хоть с мировой практикой.
Факт второй: на фоне этой ничем не оправданной расточительности за счет населения, чистая прибыль Газпрома в январе-июне 2012 г. к тому же упала на 21,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Именно сланцевый газ, на добычу которого сегодня делают упор частные компании США, позволил Вашингтону почти полностью отказаться от импорта из Египта и Катара сжиженного топлива для собственных нужд. И весь газ этих стран оказался на европейском рынке, сбивая цены. И уж совсем невероятный шаг Европы: она, презрев «зеленые» устремления, почти на четверть увеличила использование угля – только бы обуздать непомерную жадность Газпрома.
Словом, приличнее было бы говорить о пределе не абстрактных технических, а вполне реальных финансовых возможностей.
Каким же видят мировой рынок газа эксперты Международного энергетического агентства (МЭА)? Доля России и Ближнего Востока снизится с 45 до 35% к 2035 г., крупнейшим производителем будут США: 825 млрд куб. м против 785 млрд у России. Сокращение своей доли на рынке газа не позволит диктовать цены. В Европе они упадут к 2035 г. на 18%.
Предварительные бои уже начались. В прошлом году инспектора Еврокомиссии провели обыски в европейских офисах Газпрома и ряда его клиентов (всего 20 компаний в 10 странах Восточной и Центральной Европы). Формально комиссия проводила проверки «по фактам» возможных злоупотреблений – как со стороны поставщиков, так и со стороны клиентов. Но в сентябре этого года регуляторы Евросоюза начали антимонопольное расследование в отношении Газпрома на предмет злоупотреблений. В числе подозрений – возможное «разделение» концерном рынков Восточной и Центральной Европы, «несправедливое» ценообразование и препятствия диверсификации закупок газа. Если эти подозрения подтвердятся, Газпрому светит максимальный штраф за один год нарушений $1,1-1,4 млрд.
Нашему монополисту становится неуютно, поскольку силовые методы обходятся себе дороже. Главным двигателем газового рынка станут технологии, а не абсолютные запасы ресурсов, доля нетрадиционного газа (в первую очередь сланцевого) увеличится с 14 до 32%, прогнозирует МЭА. Его удельный вес в добыче от 1% в 2000 г. к 2011 г. достиг 34%. Ожидается, что к 2015 г. эта доля увеличится до 43%, к 2035-му – до 60%. Проект освоения Штокмана практически развалился: США из основного покупателя этого газа превратились в главного конкурента России на многих рынках.
Начало добычи сланцевого газа – самое значительное событие в энергобизнесе за последние 50 лет, говорил бывший директор ЦРУ Джон Дейч. Это привело к обвалу цен на североамериканском рынке: только за последний год они снизились на 62%.
Сланцевый газ фактически убил новые проекты в угольной отрасли и начинает расправляться с ядерной энергетикой. В США планируют построить 258 новых электростанций на газе к 2015 г. Дешевый газ может стать главным фактором возрождения национальной промышленности в Америке. Высокие издержки заставляли американских производителей инвестировать за рубежом, где энергия была дешевой, но уравнение полностью поменялось: теперь выгодно возвращаться домой.
США, уже изменившие ситуацию на мировом рынке газа за счет сланцевой революции, готовятся к новому перевороту – экспорту сжиженного природного газа (СПГ). В госорганы США поданы заявки на мощности по сжижению 110 млрд кубометров газа в год. Если реализуются все известные проекты, объемы превысят 200 млрд кубометров – это на треть больше экспорта Газпрома. Причем ориентирован американский СПГ на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), куда не слишком успешно пытается проникнуть российская монополия.
А каковы перспективы нашей нефтяной отрасли? Об этом поговорим в следующий раз.
Окончание следует.