«Четыре лапы, мокрый нос и сердце, верное до слёз»

В музее-усадьбе Колокольниковых открылась выставка “Мой славный пес”. Почти все ее экспонаты приехали из музея изобразительных искусств. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры дружно поют хвалу вернейшему из друзей человека.

Начинается экспозиция с тобольской резной кости и ужасно симпатичных полярных лаек. Классика жанра представлена работами мастеров 50-60-х годов, в частности А. Л. Ремезова, чья “Сидящая лайка” сразу обращает на себя внимание. Собака на пьедестале – миниатюрный памятник неутомимой северной труженице. С годами темы и стили менялись, эволюционировал подход к композиции, вызревая в образную целостность скульптуры и подставки.

Пример – произведение Н. Д. Фофановой “Веселые каникулы”, сделанное в 2000 году. Чтобы изобразить мягко стелющийся снег, художница “избирает в качестве подставки гнутую цевку, – рассказывает искусствовед Людмила Осинцева. – Цевка – это кость, полая внутри, скульптуру из нее делать очень сложно”.

Продолжают тему литографии Г. Н. Бусыгина из серии “Люди Тюменского Севера”. Мягкая шероховатость линий подчеркивает теплоту и лиризм образов, чудесность окружающего мира. В этом мире рядом с человеком всегда добрые спутники, посредники в его отношениях с природой – птицы и собаки. Север у Бусыгина вовсе не выглядит суровым краем. Вот и на акварельной картине Реутовой “Мальчик с собакой” маленький житель стойбища и его мохнатый друг присели отдохнуть у реки. Вобрать в себя тундру, небо и воду у ног, простор от горизонта до горизонта, такой привычный, но всегда удивительный...

В дополнение к визуальному ряду авторы выставки подобрали любопытные факты и стихи о собаках. Название экспозиции взято у Евтушенко, а для рассказа о ней подошел перефраз Ошанина: “У моего дружка Тайги четыре тоненьких ноги, большие уши, мокрый нос…” В знаменитой сказке Киплинга собака первой из диких зверей пришла к человеку, став ему незаменимым помощником в охоте. И когда в горожанине пробуждается дух пещерного предка, он берет с собой все того же проверенного компаньона. “По волку с гончими” называется полотно, созданное в 1895 году А. С. Степановым, признанным мастером русского пейзажа и охотничьих сцен. Художник сумел передать азарт, экспрессию, близость драматической развязки – гончие настигают, серому не скрыться…

Бывало, хаживала с ружьем в лес и сотрудница музея изобразительных искусств Наталья Маломыжева, а рядом всегда бежал длинноухий пес… Когда он умер, Наталья Александровна попросила художника Бориса Паромова по фотографиям написать портрет верного друга. С тех пор глядит с холста темными внимательными глазами хвостатый охотник, сторожащий у лесной заводи хозяйкино ружье и добытых вместе уток.

Любопытны картины Е. А. Грибова – моментальные впечатления из жизни клуба собаководства, увиденные в необычных ракурсах. “Это работы этюдного плана в характерной технике – картон, акварель, пастель”. Девочка расчесывает питомца перед выступлением… помогает неумелой собачке взять высокий барьер… В той же коричневатой гамме выполнен “Пес” А. В. Чемакина: некрупный серьезный зверь с изрядной пастью настроен вполне миролюбиво, но не стоит испытывать его терпение…

Ленинградский фарфоровый завод выпускал декоративных собачек еще в бытность заводом императорским. Например, для августейших дам изготовлялись табакерки с объемными собачками-левретками или нарисованными мопсами. “Знакомясь с этой темой, я обнаружила, что мопсы на табакерках и в фарфоровой пластике появились неслучайно, – рассказывает Людмила Осинцева. – Оказывается, Екатерина организовала при дворе, уж не знаю, всерьез ли, особую масонскую ложу – общество мопсов и мопсих. Это была единственная масонская ложа, куда допускались женщины. Члены общества узнавали друг друга по изображениям мопса на веере, табакерке или еще какой-нибудь вещице”.

С фарфоровыми собачками из Ленинграда соседствуют чугунные – из Каслей. Лежащий пойнтер – один из излюбленных мотивов. Интересна крохотная собачка, как полагают музейщики, – бронзовый пресс-бювар. 170-6-1На немецкой тарелке начала XX века воспроизведен сентиментальный сюжет: мужчина с собакой собирается на охоту, дама с зонтиком провожает его у калитки. “Строже и интереснее по пластике – работы китайских мастеров, сделанные из особых пород дерева. Оно так отглажено, что напоминает кость”. Рядом часы в виде собачьей будки, собака-копилка 40–50-х годов, скульптурная композиция из раскрашенного гипса – охотник в полушубке и пес у ноги.

Завершают экспозицию собачьи родичи – волки и лисы в графике В.Т. Айвозяна, книжных иллюстрациях Е.К. Кобелева, металлической скульптуре капитолийской волчицы, созданной скульптором С. В. Шаповалом.

Многие наверняка помнят аналогичную кошачью выставку, которая состоялась в том же зале на втором этаже Торгового дома Колокольниковых с год назад. Заведующая Татьяна Симоненко обещает, что музей-усадьба еще не раз вернется к благодатной звериной теме…


7823