Тюменский театр кукол открыл новый сезон премьерой спектакля «Маленький Принц» по произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Инсценировку сделала режиссер-постановщик Наталья Явныч, определив жанр как сказку-притчу.
Каждый театр, особенно молодежный, мечтает поставить «Маленького Принца» – настолько притягательно это сочинение, где можно найти ответы на вопросы, давно тебя мучившие, или наоборот, начать задавать вопросы самому. Автор оставил своеобразный код-послание человечеству, который расшифровывают до сих пор.
Наталья Явныч сразу призналась, что расставленные ею акценты не претендуют на истину в последней инстанции. Это то, что она хотела бы донести до юного зрителя. Приходя в наш мир, ребенок сталкивается со многими непонятными явлениями и необъяснимыми поступками. И важно ему объяснить, что такое дружба, любовь, ответственность. Что имеет абсолютную ценность, а что – относительную. Главное – как найти общий язык с этими странными взрослыми. Ведь у них все по-другому, они вечно куда-то спешат, все время заняты, кажется, им совсем нет дела до маленького человечка.
Где-то в пустыне произошла авиакатастрофа, самолет разлетелся на несколько осколков, но жизнь Летчика на этом не оборвалась, она продолжается в какой-то фантасмагории. «Нарисуй мне барашка», – обращается к Летчику Маленький Принц. Можно подумать, на такие глупости у него есть время, ведь нужно срочно понять, что случилось с самолетом, как-то выбираться отсюда. К тому же он не рисовал с раннего детства. Когда-то хотел быть художником, но родители настояли, чтобы занимался серьезным делом. Взрослые же всегда считают себя правыми. Но Маленький Принц настойчив, и Летчик сдается под его напором. Однако какого бы барашка он ни нарисовал, все не то. Нужный барашек нашелся в закрытой коробке, которая изначально вообще-то была «черным ящиком». Только ребенок с его живым воображением может через стенки и крышку увидеть все, что позволяет его фантазия. А большинство, став взрослыми, этот дар почему-то теряет. Маленький Принц не отстает, у него столько вопросов, и на странных взрослых он реагирует с детской простотой и непосредственностью, порой обескураживая их и ставя в тупик. А они же всех умнее, по крайней мере, сами так считают.
Маленький Принц в поисках ответов перелетает с планеты на планету, а вместе с ним путешествие совершает и Летчик. И еще непонятно, кому нужнее получить ответы на давно мучающие вопросы. Спектакль выстроен как путешествие, но только оно происходит не наяву, а в голове человека. Здесь акценты смещены с Маленького Принца на Летчика.
Зрители видят трансформацию человека в пустыне, когда в бреду, на краю гибели, он начинает размышлять о своей жизни, пытаясь понять, что он сделал не так, пытаясь найти себя. И в этом ему должен помочь Маленький Принц. Он словно ведет Летчика в путешествии, где на пути встречаются очень странные персонажи – Король, Честолюбец, Пьяница, Фонарщик, Деловой человек, Географ. Каждый из них должен открыть какую-то истину, хотя они не всегда охотно разговаривают с Маленьким Принцем. А вместе с героями и зрители размышляют над вечными вопросами в меру собственного восприятия этого мира. О том, что среди людей бывает очень одиноко. О том, что судить себя намного сложнее, чем других.
Пожалуй, самые крылатые фразы из произведения Сент-Экзюпери вложены в уста Лиса: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце». Наверняка многие ребята слышали их раньше, но спектакль позволяет понять, что же они означают. Интересен момент с Розой, о которой заботился и с которой поссорился Маленький Принц. Ее в постановке нет, поскольку авторы решили не конкретизировать этот образ. Здесь Роза – некий символ дома, куда хочется возвращаться. Она – единственное, что нас держит в нашем мире.
Наталья Явныч и художник Елена Волкова создали очень сложный спектакль в плане визуального ряда и технически совершенно разных кукол. Удачно и соединение актера живого плана (Летчик – Александр Ганичев) с планшетной куклой (Маленький Принц – Антон Нестеренко). В афише сказано, что постановка предназначена для семейного просмотра и для детей от девяти лет. Не знаю, всё ли поняли юные зрители, но, во всяком случае, сидели тихо, внимательно следя за происходящим на сцене. Режиссер уверена, что дети неглупы, и воспринимают они не только умом, но и душой, и до них можно достучаться. Конечно, в идеале будет, если ребята прочитают книгу, обсудят ее с родителями, а потом посмотрят спектакль. А может быть, именно после спектакля захотят прочитать произведение Сент-Экзюпери.
В новом сезоне театру предстоят обменные гастроли. К нам приезжает нижневартовский театр кукол «Барабашка», который покажет два спектакля – «Терёшечка» и «Золотой цыпленок». Тюменцы, в свою очередь, повезут в Нижневартовск постановку «Не хочу быть собакой». Кстати, она – долгожитель, идет уже 11 лет и пользуется зрительской любовью. Также коллектив примет участие в VI Региональном фестивале театров кукол «Сибирские кукольные игры» в Томске, где представит спектакль «Жил-был Геракл». А на фестиваль спектаклей для детей и юношества в Ирбите «Зазеркалье» отправится «Барышня-крестьянка». В труппе пополнение – пришла молодая актриса Евгения Глухих, учившаяся в Екатеринбурге, она играет в «Маленьком Принце».