«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…»

(К 100-летию ВВС России)

Передо мной – уникальный документ. Альбом-летопись Второго Ленинградского военного авиационного технического училища. Здесь вся его история с 1910-го по 1943 гг. Со множеством фотографий. Издание было приурочено к 25-летнему юбилею и подарено секретарю Ишимского РК ВКП(б) Ивану Константиновичу Холодину (что нашло отражение и на титульном листе альбома). Почему в тексте фигурирует город Ишим? Да потому, что именно сюда в начале Великой Отечественной войны было передислоцировано училище.

Авиация дореволюционного периода

Воздухоплавание имеет давнюю историю. Еще в 1908-1910 гг. в России, по примеру Западной Европы, начали возникать аэроклубы и общества воздухоплавания. Параллельно с гражданской авиацией развивалась и военная. Первые русские летчики на средства аэроклубов обучались исключительно за границей. Да и первые самолеты, появившиеся у нас, были иностранного происхождения.

Первыми военными летчиками, закончившими обучение в России, стали поручики Руднев и Горшков. Они, овладев летным искусством, стали наставлять других офицеров. И эти первые учебные полеты в мае 1910 г. следует считать временем создания Гатчинской авиационной школы, от которой ведет начало вышеуказанное училище.

Часть летчиков и механиков была направлена в Севастополь, где в мае 1911 г. на базе открытой там военной авиашколы был создан авиационный отдел при офицерской воздухоплавательной школе.

В этот период в нем обучался Пётр Нестеров, штабс-капитан, получивший мировую известность за совершение впервые в истории авиации мертвой петли (г. Киев, 1913 г.). Он доказал возможность фигурных полетов, получивших в дальнейшем широкое боевое применение. Он впервые осуществил в качестве приема воздушного боя таран, во время которого при сильном ударе погиб (шла 1-я империалистическая война). В истории авиации это был первый воздушный бой и первый таран.

Гатчинская школа неоднократно переименовывалась и даже меняла свое место нахождения. Одно из них – г. Егорьевск под Москвой в связи с военными событиями 1918 г.

Легендарные лётчики – воспитанники школы

Во все времена она готовила кадры для молодого Красного Воздушного Флота. Несмотря на тяжелейшие условия – интервенты двигались с запада, севера, востока и юга, отрезая хлеб и нефть, – школа не прекращала своей работы. Получая в день по восьмушке фунта хлеба и лишь изредка фасоль и воблу, курсанты организовали свое подсобное хозяйство. А зимой, когда холод грозил сорвать занятия, весь состав заготавливал дрова. Переход на мирные рельсы дал возможность лучше оснастить школу.

В 1921 г. сюда поступил учиться Валерий Чкалов – будущий Герой Советского Союза, летчик-испытатель, в 1936-1937 гг. совершивший беспосадочные перелеты по маршрутам: Москва – о. Удд (Дальний Восток) и Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Позднее эту школу закончили Георгий Байдуков (генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, участник беспосадочных перелетов с В. Чкаловым, в Великую Отечественную войну командующий авиадивизией и авиакорпусом), Анатолий Ляпидевский (генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, участник экспедиции по спасению экипажа парохода «Челюскин», в Великую Отечественную войну – директор авиационного завода), Илья Мазурук (генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, участник первой и многих других экспедиций на Северный полюс и полетов в Антарктиду), Владимир Коккинаки (генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель), Николай Каманин (генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, с 1966 по 1971 гг. – руководитель подготовки космонавтов).

13 сентября 1924 г. по приказу Реввоенсовета СССР школу переводят в г. Ленинград. Только за один 1932 год ею было обучено и выпущено 784 авиатехника и 1355 летчиков. В этом же году школа получила революционное Красное Знамя от ЦИК СССР.

1933 г. – новый профиль: вооружение авиации является одним из основных элементов боевой силы самолетов, и школа переходит на подготовку «вооруженцев» для ВВС. Большой практический опыт получен по эксплуатации вооружения в боевых условиях суровой зимы в 1939-1940 гг. во время войны с Финляндией.

Грянула Великая Отечественная война. Сразу же формируется сводный отряд, который отправляется в действующую армию для прикрытия прилегающих к Ленинграду территорий. Многие командиры и курсанты погибли в этих упорных и жестоких боях…

Сибирский период жизни

В конце июля 1941 г. получен приказ об эвакуации в г. Ишим Омской области. С 3 по 7 августа быстро и организованно была произведена погрузка и отправка эшелонов к месту нового назначения.

В последний период в военные годы в городе размещался стрелковый полк и был выстроен военный городок. Но помещений явно не хватало. В зданиях школы и техникума находились госпитали. Трудно представить, как в таких условиях можно было работать.

Но руководство города, понимая значимость подготовки кадров для фронта, все-таки изыскало возможность для размещения. Правда, все помещения нуждались в реконструкции. В театре, отведенном для цикла стрелково-пушечного вооружения, необходимо было сделать перегородки, печи, электропроводку, в цехах птицекомбината – убрать клетки для птиц, утеплить стены, провести дезинфекцию и т. д. Не удовлетворял потребностей и водопровод, имеющий одну трубу. Столовая едва вмещала только треть курсантов. Словом, предстояло осилить огромный объем работ. Поэтому все трудились без устали с раннего утра до поздней ночи. И к концу октября все было завершено. Помещения стали неузнаваемы. Даже конюшня превратилась в учебную аудиторию.

К слову, реконструкция шла параллельно с учебой, которая началась 18 августа, т.е. через 3 дня после прибытия эшелонов в г. Ишим! Время-то не ждало. И это просто потрясающий факт!

Кроме того, в воскресные дни весь состав школы принимал участие в уборке урожая в колхозах Ишимского района. В летописи читаем об одном таком дне: было обмолочено 101,5 тонны зерна, скошено 104 гектара ржи и пшеницы, выкопан картофель с 22,4 гектара, проведен ремонт автомашин, комбайнов, тракторов.

Это была, безусловно, огромная помощь городу и селу. Но ведь и для себя приходилось заготавливать и овощи, и топливо… А подготовка кадров шла непрерывно. Только за ноябрь-декабрь 1941 г. дано фронту 2326 механиков по вооружению, причем отдельно для бомбардировочной и истребительной авиации. Со столь краткосрочной подготовкой (а это создавало огромные трудности) школа столкнулась впервые. За каких-нибудь 4-4,5 месяца был получен такой опыт, который в мирное время накапливался годами. Не было ранее в практике и подготовки стрелков авиавооружения из девушек, годных к военной службе. Но приказ был выполнен: за май-июнь выпущено 488 человек этого профиля.

А всего за 25-летнюю историю (1918-1943 гг.) школой (училищем) подготовлено около 25 тысяч самых различных специалистов авиации. И почти одну треть из этого числа оно выпустило только за два с небольшим года, находясь в г. Ишиме. Готовили летчиков сухопутных и морских, техников-эксплуатационников и техников по вооружению, инструкторов-летчиков и инструкторов-«вооруженцев», механиков по вооружению и пиротехников, воздушных стрелков. Проведен не один десяток сборов инженеров, техников, преподавателей, конструкторов и работников промышленности с целью повышения квалификации.

И не было ни одной авиационной части и склада, в которых не служили бы воспитанники этой школы (училища). Они находились на самых различных должностях, начиная от рядовых и до командиров крупных авиационных соединений. Многие из них завоевали мировую известность.

Здесь велась большая научно-исследовательская работа по вопросам теории и практики летного дела. Только с 1933-го по 1943 гг. изобретатели и рационализаторы дали около 5300 ценных предложений. На фотографиях альбома видим призы, грамоты, завоеванные по различным видам спорта.

Еще в 1935 г. было создано самостоятельное издательство со своей типографией. Здесь изготавливались макеты, модели, учебники, плакаты, которые использовались во всех частях и учебных заведениях ВВС.

И вот еще о каком интересном факте хочется рассказать. В семье Холодиных сохранился пригласительный билет, подписанный начальником училища. В нем есть такие слова:

162-13-2«Имею честь просить Вас пожаловать на новогодний вечер, имеющий быть в ДКА 31 декабря 1943 г., порядок вечера: елка, оркестр, игры, танцы, концерт и кино». Так встречали Новый, 1944 год, военные авиаторы на нашей земле в труднейшие военные годы!

Сегодня нельзя не сказать о том, какую большую работу проводила партийная организация города, района и училища. В июне 1942 г. прибыл вновь назначенный комиссар (заместитель начальника по политчасти) майор С.М. Пазенок. С его именем связаны большие успехи по подготовке кадров для фронта, имевших огромный нравственный потенциал. Это подтверждают и поступавшие многочисленные письма Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина и командования ВВС.

Возникнув в дореволюционное время, училище сквозь многие годы пронесло и приумножило славные традиции нашей авиации. А мы, тюменцы, гордимся тем, что в грозные военные годы оказались к этому причастны. И рады тому, что приоткрыли сегодня еще одну, малоизвестную страницу отечественной истории.

P. S. Вышеуказанное учебное заведение несколько раз меняло свое наименование, причем называясь то школой, то училищем.


7715