Владивосток принимает саммит АТЭС

Ударим передовыми практиками по бездорожью и разгильдяйству

В воскресенье в столице Приморья началась неделя саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Это уже 24-я ежегодная встреча лидеров государств Азиатско-Тихоокеанского региона и первый саммит АТЭС, проводимый в России.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)–межправительственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). На долю экономик стран-участниц АТЭС приходится 54 процента мирового ВВП, 44 процента мировой торговли и около 40 процентов населения мира.

Организация была создана в ноябре 1989 года по инициативе Австралии на встрече министров экономики и иностранных дел 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В настоящее время в АТЭС входят: Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили и Япония. Всего – 21 страна. Кроме того, термин «участвующие экономики», с учетом их специфики, применяется к Гонконгу и Тайваню. Россия присоединилась к АТЭС в 1998 году. С этого же года действует мораторий на дальнейшее расширение числа участников форума.

Руководящими органами АТЭС являются ежегодные саммиты глав государств и правительств и приуроченные к ним встречи министров иностранных дел и торговли. По итогам встреч принимаются итоговые декларации и разного рода приложения, дополняющие их и определяющие принципы сотрудничества. В течение года также проводятся отраслевые министерские встречи и ежеквартальные совещания старших должностных лиц.

Председатель АТЭС меняется по принципу ротации (традиционно страна – хозяйка саммита). Выполнение административно-технических функций возложено на секретариат, находящийся в Сингапуре. Бизнес-сообщество стран-участниц представлено действующим при АТЭС деловым консультативным советом (ДКС), который был создан в ноябре 1995 года. В его состав входит по три представителя предпринимательских структур от каждого члена форума, назначаемых главами государств и правительств. Проблематикой конкретных направлений взаимодействия занимаются комитеты, подкомитеты, рабочие группы и другие структурные подразделения форума (в общей сложности более 50).

Идею провести форум именно во Владивостоке еще в 2007 году выдвинул Владимир Путин. Задумка заключалась в том, чтобы использовать саммит для превращения Владивостока в современный город и главный форпост России в динамичном Азиатско-Тихоокеанском регионе, куда сейчас активно смещается центр мировой экономики и геополитики.

Для проведения саммита на острове Русский был построен комплекс зданий, который потом отойдет университету, сам остров соединен с материком грандиозным мостом (еще два моста связали разбросанные по бухте Золотой рог районы города с аэропортом), а в самом Владивостоке возвели новые объекты инфраструктуры.

Заместитель министра регионального развития РФ Роман Панов в ходе видеомоста с Владивостоком сообщил, что в подготовку мероприятия было вложено 679,3 миллиарда рублей (21,2 миллиарда долларов). Бюджетные деньги – только треть этих затрат, две трети были получены из внебюджетных источников, в основном от «Газпрома», уточняют «Известия».

Для сравнения, на недавнюю Олимпиаду в Лондоне ее организаторы потратили 14 миллиардов долларов (так что, при всей громадности вложений, средства, вложенные в восточный фортпост России, вполне адекватные; хотя в Интернете преобладает, скорей, прямо противоположная точка зрения).

По данным заместителя министра, на пике работ в прошлом году на объектах АТЭС трудились порядка 28 тысяч строителей. Почти половину из них (13 тысяч) составляли жители Приморского края, 7 тысяч приехали из других регионов РФ, остальные 8 тысяч – из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Роман Панов отметил, что все объекты, непосредственно используемые для проведения саммита, готовы. Из 65 таких объектов 46 приняты документально, строительство остальных 19 завершено, и они «вводятся в эксплуатацию».

Масса недоделок, входит в подробности «Независимая газета». Видимо, наверху ожидали более успешного завершения грандиозной стройки, что и стоило губернаторского кресла Сергею Дарькину (написал заявление «по собственному желанию»).

Впрочем, за всеми этими разговорами о том, нужен ли мост на остров Русский, или кто и сколько украл, забывается главное: мы впервые принимаем саммит такой важной организации, как АТЭС. «Поэтому мы должны блеснуть не только зданиями и организационным уровнем, но и высоким уровнем повестки саммита и выдвинутых нашей страной инициатив», – делится с «Властью» чиновник, занимавшийся подготовкой повестки саммита.

По сложившейся традиции каждая страна-председатель АТЭС заранее объявляет приоритеты своего председательства. Российские приоритеты бывший президент Дмитрий Медведев представил на ноябрьском саммите АТЭС на Гавайях. Всего их четыре.

Во-первых, либерализация торговли и инвестиций, а также региональная экономическая интеграция. Во-вторых, укрепление продовольственной безопасности. В-третьих, формирование надежных транспортно-логистических цепочек. В-четвертых, взаимодействие для обеспечения инновационного роста.

По словам чиновника, главная задача Москвы – увязать приоритеты АТЭС с задачами развития России, особенно Сибири и Дальнего Востока.

При переходе от расплывчатых приоритетов к конкретным предложениям едва ли не ключевую роль играет Деловой консультативный совет (ДКС), замечает «Коммерсант». Формально ДКС является консультативной структурой, но именно в ходе дискуссий совета (все его заседания проходят в закрытом режиме) формулируются рекомендации, итоговый список передается главам государств перед каждым саммитом в виде письма.

Россию в ДКС представляют президент ВТБ Андрей Костин (он является председателем саммита глав корпораций в рамках встречи во Владивостоке), глава «Базового элемента» Олег Дерипаска и председатель совета директоров группы «Сумма» Зиявудин Магомедов, который в этом году является председателем ДКС.

Самым громким из продвигаемых Деловым консультативным советом проектов стала идея создания фонда трансферта технологий. Этот фонд должен был заниматься обменом ключевых технологий, устранением административных барьеров для их внедрения, а также защитой интеллектуальной собственности. Технологии должны стать мультипликаторами ВВП и способствовать развитию нескольких секторов экономики, создавая возможности для развития нового бизнеса. Фонд должен был работать на коммерческой основе, а доноры, отдающие технологии, получали бы деньги со стран-реципиентов.

По словам исполнительного директора ДКС, вице-президента «Суммы» Лейлы Мамедзаде, таким образом фонд стал бы цивилизованным инструментом, который позволил бы развивающимся странам обеспечить недискриминационный доступ к технологиям, а развитым странам – способствовать развитию отстающих и сглаживать региональные дисбалансы.

Однако идея, которая могла бы обеспечить России доступ к передовым разработкам, была встречена Западом в штыки. На февральском заседании ДКС, которое проходило в Гонконге, инициативу раскритиковали представители развитых экономик, прежде всего США.

Правда, источники в российской делегации отмечают, что все равно рассчитывают провести идею через ДКС, пусть и в измененном виде. Теперь Россия предлагает создать партнерство для обсуждения вопросов трансферта технологий в АТЭС, а создаваемый центр пока ограничить национальным уровнем и капиталом около 10 миллиардов долларов (долю в 5-10 процентов в центре должны получить госструктуры, также в капитал должны войти международные финансовые институты).

Еще одна инициатива – стимулирование строительства городов по новейшим экологическим стандартам. Этот вопрос актуален для России и для Дальнего Востока в частности. «В отличие от США и многих других стран, у нас не существует ни соответствующих техрегламентов, ни экологических стандартов. Самое главное, нет налоговых стимулов для строительства зданий по новейшим технологиям, – поясняет Мамедзаде. – В США, например, покупка квартиры в экодоме приводит к снижению ставки налога на недвижимость, и хотя само жилье оказывается дороже, благодаря этой мере стимулы появляются и у застройщиков, и у покупателей».

Третья российская инициатива в ДКС – создание системы обмена информацией о ценах на продукты питания в рамках АТЭС, что повысило бы продовольственную безопасность и сделало бы рынок более прозрачным. По словам Мамедзаде, в будущем эти меры помогут упрочить России свои позиции в качестве одного из ведущих экспортеров продовольствия на азиатских рынках.

Наконец, едва ли не самая важная для России инициатива – изучение лучших практик стран АТЭС в сфере транспорта. По словам Магомедова, РФ специально инициировала создание рабочей группы по инфраструктурному развитию. Перенос части транзита товарных потоков между Европой и Азией на территорию РФ не только предоставил бы России возможность лучше связать свой Дальний Восток и Сибирь с европейской частью страны, но и позволил бы национальным компаниям получать до 50 миллиардов долларов ежегодно.

Однако этим грандиозным планам мешает ужасающее состояние российской транспортной инфраструктуры, особенно ее дальневосточного сегмента. По данным исследования APEC Supply Chain, проведенного бизнес-школой Marshall Университета Южной Калифорнии, Россия находится на последних местах среди 21 страны АТЭС по всем логистическим показателям.

Больше всего эксперты критикуют РЖД: из-за низкой пропускной способности возле портов образуются «узкие места». Соответственно, из-за невозможности вывезти ресурсы компании меньше инвестируют в недра, а долю рынка в Азии занимают конкуренты из Австралии, Канады и стран Центральной Азии.

Поэтому работа в АТЭС может помочь России позаимствовать многие передовые практики во всех отраслях. Это поможет при интеграции в АТР, которая должна стать локомотивом для развития Дальнего Востока. Только так этот регион в долгосрочной перспективе можно трансформировать из депрессивной зоны в экономически успешную территорию.


7667