27 августа отмечается День российского кино. И хотя считается, что отечественное кинопроизводство постепенно выходит из кризиса, пока количество явно не переходит в качество.
Авторское кино идет своим путем, иногда абсолютно не понятным зрителям. Коммерческие ленты больше поражают безвкусицей, нежели новаторскими идеями. И найти золотую середину удается далеко не всегда. Но нужно признать, что есть и достойные работы, правда, в отношении их мнения критиков и зрителей не всегда совпадают.
Когда режиссер Андрей Малюков начал снимать свой фильм «Матч», сразу же возникло много споров. Само понятие – патриотическое кино – воспринимается настороженно, к тому же беря за основу исторический материал, Малюков честно признался, что все герои вымышленные, но у них есть реальные прототипы.
Речь в картине идет о «матче смерти» в оккупированном Киеве в 1942 году между футболистами киевского «Динамо» и немецкой командой. По сути, это единственный реальный факт, личная же жизнь всех героев – плод фантазии сценаристов и режиссера.
На главную роль пригласили вездесущего Сергея Безрукова. Складывается такое ощущение, что без него любая историческая лента не может состояться. Но поскольку у него масса поклонников, то это, скорее всего, разумный коммерческий ход. Экранную возлюбленную Безрукова сыграла Елизавета Боярская. И здесь выбор вполне оправдан, так как актеры уже работали вместе, но, с другой стороны, можно было поискать и более интересную актрису. Распределение женских ролей удивило лично меня еще и тем, что своей любимой актрисе, играющей во всех его фильмах последних лет, Екатерине Климовой, Андрей Малюков отдал роль поменьше. И только посмотрев киноленту, поняла, почему. Тем более во многих предпремьерных интервью режиссер говорил, что роль Ольги писали, изначально рассчитывая на Екатерину, и он взял ее без проб. Образ сложный, неоднозначный, и сыграть его надо было так, чтобы зрители поняли всю глубину трагедии этой внешне благополучной женщины.
Действие картины начинается 21 июня 1941 года. Футболисты одержали очередную победу, а их капитан Николай Раневич (Безруков) наконец-то сделал предложение своей любимой девушке Анне (Боярская), учительнице немецкого языка. Казалось, впереди счастливая жизнь, но утром Киев проснулся от взрывов. «Динамовцы» как истинные патриоты тут же помчались на призывные пункты, готовые защищать Родину. Все были уверены, что война долго не продлится, Николай и Анна продолжали строить планы на дальнейшую совместную жизнь. Но вскоре фашистские войска вошли в Киев, а Николай и некоторые его товарищи попали в плен. Чтобы их спасти, Анна и сестра одного из футболистов Ольга (Климова) пошли на сделку. Вот этот момент как раз и вызывает больше всего вопросов, поскольку ситуация щекотливая и не очень лицеприятная. Однако режиссер ничего не стал объяснять, считая, что каждый зритель должен сам расставить акценты. Одно ясно – обе женщины принесли себя в жертву ради спасения близких.
Анна, чтобы вытащить Николая из лагеря, согласилась выйти замуж за бургомистра. Тот раньше работал с ней вместе в школе, давно был неравнодушен к девушке. Он втайне грезил о независимой Украине и в приходе немцев видел осуществление своей мечты. Это, кстати, еще один камень преткновения в фильме. Ольга же пошла на связь с немецким офицером, зная, что он творит. Она собственными глазами видела расстрел невинных людей, могла и сама стать жертвой, но он ее спас. Все понимая, Ольга, кажется, отключила все чувства, превратившись в куклу, ярко одетую, накрашенную. И тем пронзительнее сцены, где прорывается ее отчаяние.
Освобожденные футболисты собирают команду и устраивают показательные матчи. Сначала немцы довольны – хоть какое-то развлечение. Но потом, когда наши ребята выигрывают, начинают злиться и в конце концов требуют проигрыша в решающем сражении. А цена победы – смерть. Но футболисты решили победить хотя бы на этом поле.
Фильм был приурочен к 70-летию проведения «матча смерти» и вышел на экраны в преддверии чемпионата Европы по футболу. Очевидно, он должен был напомнить о нашем героическом прошлом, но нынешние футболисты такое кино, видимо, не смотрят. Андрей же Малюков снова доказал, что у нас остались режиссеры, способные делать добротное кино, рассчитанное при этом на широкую публику.