Ко дню области в музее-усадьбе купцов Колокольниковых открылась традиционная выставка одного предмета. На сей раз героем экспозиции выбран серебряный напрестольный крест XVII века, долгое время не покидавший фондохранилища.
Выставка получила название “Символ веры. Символ власти”. Текст на лицевой стороне рукояти извещает, что крест “построен” в 1665 году, в царствование Алексея Михайловича, при архиепископе Тобольском и Сибирском Корнилии для тюменской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь эта была соборной, то есть главной в городе, рассказывает старший научный сотрудник музея Евгений Бушаров, а крест ей преподнес в дар тогдашний тюменский воевода Михаил Данилович Павлов.
В 1700 году деревянный храм сгорел. Драгоценная реликвия переехала в Благовещенский собор – новый, каменный и провела в его стенах больше двух столетий.
При Алексее Михайловиче взошла и закатилась звезда патриарха Никона, случился раскол церкви. В тот период было изготовлено и разослано по разным уголкам страны множество богослужебных предметов. Возможно, этой изобильной волной принесло из Центральной России и наш крест. Тем более что об укреплении веры на вновь присоединенных территориях церковные и светские власти пеклись особо. Мог ли крест быть изготовлен в Тюмени? Такой вероятности исследователи не исключают, но и подтверждения пока не находят. Первые сведения о тюменских серебряных дел мастерах относятся к началу XVIII века, да и за серьезные изделия местные умельцы, как считается, не брались.
А наш восьмиконечный крест был вещью солидной. Как сказали бы сейчас, имиджевой. Предназначался он для престола, стоящего в церковном алтаре. Там же помещались евангелие и антиминс – особый четырехугольный платок с вшитыми в него частицами мощей святых. Имелись такие частицы и в кресте. В серебряном “футляре”, покрытом позолотой, находилось основание из кипариса, где в специальном углублении хранились мощи. Других подобных крестов в фондах музейного комплекса нет. Полагают, что не было их и в тюменских церквях.
Исследовал и описал раритет историк Валерий Чупин. На вертикальной планке – фигура распятого Иисуса Христа, выполненная высоким рельефом, на перекладинах – дробницы, то есть миниатюрные вставки с изображениями Спаса Нерукотворного, Богоматери и Иоанна Богослова, украшенные перегородчатыми эмалями. Золочение не сохранилось, одна из дробниц утрачена. Пропала и кипарисовая вставка с мощами – скорее всего, после революции ее просто выбросили за ненадобностью. Только на обороте остались семь круглых клейм с именами святых…
Решение о показе креста принималось непросто. Уникальный предмет нуждается в особых условиях хранения и экспонирования, на него не должна попадать пыль, его нельзя просто взять и протереть тряпочкой, сотрудники музея касаются его только в перчатках. За три с половиной века крест натерпелся всякого. В результате потертости, царапины, деформации и утраты просто взывали о тщательной высокопрофессиональной реставрации. Такой, какую могут произвести, например, специалисты музеев Московского Кремля. Но устроить такую реставрацию – дело непростое, когда еще получится… В последний раз тюменцы видели крест в церкви Петра и Павла, когда она еще была музеем. К 60-летию Тюменской области его показывали москвичам на специальной выставке в Государственном Историческом музее.
Настала пора ценному экспонату снова выбраться из запасников. На реставрационном совете, рассказывает заведующая музеем-усадьбой Татьяна Симоненко, приняли компромиссное решение – подвергнуть крест мягкой, деликатной очистке и легкой правке. За консультацией обратились в центр имени Грабаря. Там первым делом поинтересовались категорией тюменского реставратора. Категория оказалась достаточной. Мы-то знаем нашего мастера по металлу и часовым механизмам Леонида Парфенова… Серебро, а тем более золото он, конечно, не использовал. И не только потому, что дорого. Современные композитные материалы удобнее в работе и меньше вредят оригиналу. Была воссоздана деревянная вставка, правда, уже не из кипариса, а из бука – чтобы восстановить целостность произведения и укрепить серебряный корпус.
Витрина с крестом заняла почетное место в “императорском” зале, посвященном визиту в Тюмень цесаревича Александра Николаевича, будущего Александра II. И неслучайно. Реликвия, отмеченная именем второго русского царя из рода Романовых, воплощает собой не только символ православия, но и идею державности, особенно актуальную в связи с предстоящим 400-летием дома Романовых. Полюбоваться этой в прямом смысле музейной редкостью можно до середины октября. Билет на выставку одного предмета стоит 10 рублей, в качестве бонуса – осмотр всего зала.