На «кухне» погоды хозяйничает профессор Бембель

Нынешнее лето, как и предыдущие, изумило климатическими сюрпризами. По этому поводу СМИ выпустили залп публикаций. Приводятся все новые и новые якобы неопровержимые факты.

Вот, например, не далее, как в ночь на 8 августа 2012 года (точность, наверное, говорит о важности сообщения!) известный в научном сообществе журнал Proceedings of the National Academy of Science опубликовал статью Джеймса Хансена, директора Института космических исследований имени Годдарда. «Отец» концепции глобального потепления Хансен заявляет, что все «тепловые волны» – это прямое следствие вовсю идущего глобального потепления. Свой вывод Хансен доказывает статистически: если 50 лет назад экстремальная жара охватывала 1% земной суши, то теперь – уже 10%. И дальше этот процесс будет только нарастать, если не принять экстренных мер.

Я показал эту цитату старому знакомому читателей «ТП» Роберту Бембелю, профессору, доктору геолого-минералогических наук и кандидату физматнаук. Напомню, что за цикл публикаций в «ТП» о новой концепции естествознания Роберт Михайлович в 2011 году стал «личностью года».

Потепление от лукавого

– Начну со слова «глобальный». Это, пожалуй, первое заблуждение мирового сообщества. Мир прекрасен тем, что в основном проявляется в малых, а не в глобальных масштабах. На это обращал внимание Вернадский в своей теории геохор.

Поясни термин.

– Геохоры – это небольшие части ландшафтов, каждая из которых имеет свои характерные биохимические особенности. Мы идеи Вернадского развиваем своими геосолитонами. Погода, а шире – климат, в первую очередь – последствие геологических процессов, хотя результаты мы видим над Землей в виде вихрей, торнадо и прочих явлений.

Другая ошибка глашатаев глобального потепления в том, что они рассматривают только нашу планету, а эти процессы надо анализировать в системе Земля–Вселенная. Но и здесь не нужно замыкаться в границах подсистем. Вот последняя сенсация: космические аппараты обнаружили на Солнце холодную полосу газов, идущих из недр светила. На снимках – это трещина длиной почти в четверть солнечного диска, линия ломаная, напоминает Кордильеры. А эта гористая полоса на Земле – зона активной дегазации, там работают вулканы, начиная от знаменитой Св. Елены до упомянутого Эребуса в Антарктиде. От Елены несколько десятков лет назад погибло немало народа. Автор текста на ТВ, какой-то ученый, о трещине на Солнце сказал, будто это все непонятно. А что тут непонятного? И трещина, и поток холодной плазмы, который фиксируют не первый раз, подтверждают нашу геосолитонную концепцию: Солнце внутри холодное. Горячая – только верхняя часть его атмосферы.

Вернусь к тому, что все потепления и похолодания – события локальные и региональные. Почему за полвека температура поднялась на Земле на мизерные 0,8 градуса? Да потому, что где-то идет потепление, где-то – похолодание, а в среднем почти по нулям.

В этом году сошлись несколько событий. Одновременно объявлено о потеплении в Антарктиде и вокруг Северного полюса. Тают льды Северного Ледовитого океана

– Присмотримся пристальнее. В Антарктиде теплеет в районе известного моря Росса – недавно по телеканалу «Культура» показали сухие острова, зелень появилась. Но почему-то авторы умалчивают, что в восточных регионах той же Антарктиды – а это огромный материк! – идет похолодание, и толщина льдов растет.

А ты чем это объясняешь?

– Все той же геосолитонной дегазацией Земли. В зависимости от состава газов, которые вырываются из недр нашей планеты, существует два варианта дегазации: горячей и холодной. Явление описывается хорошо известным эффектом Джоуля-Томсона (ЭДТ). Если в одном месте ЭДТ отрицательный – теплеет. Если положительный – холодает, образуется даже вечная мерзлота. А если эти процессы идут рядом – мы вообще не заметим изменений климата.

Давление близ дневной поверхности выше, чем в высоких слоях атмосферы. И когда в ее плотные слои врезается солнечный водород – срабатывает ЭДТ. А водород при повышении давления всегда охлаждается. Чем больше глубина – тем выше давление и ниже температура. То есть в ядрах Земли, как и Солнца, сверхнизкие температуры.

Повторю еще раз: все природные катаклизмы надо смотреть на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном.

Вернись в Антарктиду

– Вернусь. Что такое море Росса, в районе которого потеплело? Под ним проходит один из глубинных вулканических поясов Земли. И там сейчас действует вулкан Эребус. Он расположен буквально в нескольких сотнях километров от Южного полюса. Вулкан – локальный участок потепления. Потухнет Эребус – и что? Ученые начнут говорить о похолодании?

Приведу еще одну публикацию, на сей раз из газеты New York Times за 30 июля 2012 года. Профессор физики из Калифорнийского университета Ричард Мюллер, в прошлом активный противник алармистов, на сей раз переметнулся к оппонентам. Его сотрудники обработали 1,6 миллиона температурных записей из 16 баз данных. И тоже выяснили, что за последние 250 лет средняя температура на земной поверхности поднялась на 1,4 градуса по Цельсию, причем 0,8 градуса из них приходится на последние полстолетия. Вулканическую деятельность как причину потепления Мюллер относит на второй план и заявляет, что нынешний подъем температурв основном дело рук человека. Ученый заявил: «Ищите ошибки, а если найдете, то сообщите!». Что ответишь, Роберт, господину Мюллеру?

– Сообщаю ему, что периоды по которым они сделали свои выводы, смехотворны: хоть 50, хоть 250 лет. История Земли, по Вернадскому, насчитывает 4 млрд лет! А Мюллер и его команда стращают человечество тем, что за 50 лет потеплело на 0,8 градуса! Это несерьезно. Земля работает в диапазоне от минус 100 до плюс 2000 градусов, и защитные механизмы: магнитный и ионосферный кондиционеры, о которых мы расскажем, справляются как с перегревом, так и с похолоданием на планете.

В Антарктиде 50-55 млн лет назад температура была на 14 градусов выше, чем сегодня. Августовский журнал «Итоги» за 2012 год пишет, что в эпоху раннего эоцена континент представлял собой райский уголок, покрытый субтропическими лесами и даже пальмами. Это открытие принадлежит ученым из Германии. Температура не опускалась ниже 10 градусов тепла. Контраст между экватором и полярными областями был не таким разительным, как сейчас. Даже любимая климатологами версия о высоком содержании СО2 в атмосфере не может объяснить этот феномен.

– В том-то и дело! – среагировал ученый. – У Земли срабатывает природная автоматика, до которой человек не додумался. Озоновые дыры – всегда продукт интенсивных дегазационных процессов водорода. Вырываясь из Земли, он обязательно будет соединяться с кислородом. Словом, цена всей антропогенной деятельности землян – образно говоря, выхлоп автомобиля в космос. Пусть коллега Мюллер оторвется от своих графиков и посмотрит, что вокруг Северного полюса никаких вулканов нет, но там льды, по сравнению с Южным полюсом, в две тысячи раз тоньше. А процессы, связанные с потоплением и похолоданием Земли, могут растеплить льды толщиной в несколько километров, причем за короткое время. Но при условии, что в этом регионе преобладает водородно-гелиевая дегазация. А если из Земли где-то идет в основном метан, азот, углекислый газ или кислород – будет холодать.

Владимир Иванович Вернадский еще в 20-е годы прошлого века советовал климатологам обратить внимание на то, что значительное влияние на земные процессы и механизмы оказывает не только Солнце, но и сама Земля. Практически к этому совету Вернадского до сих пор никто не прислушался.

И что же делать?

– Чуть не с детского садика рассказывать ребятам основы учения Вернадского. Когда будущий академик, не получивший правильного представления о геологии в школе, начинает совершенствовать экологические процессы, мне становится страшно. Напомню, что в ХVIII –ХIХ веках геология считалась наукой дворянской. Ею занимались князья и графья, не нуждающиеся в заработках. Геология – это занятие на перспективу. Здесь уместно вспомнить геологический конгресс в С-Петербурге в 1897 году. На нем русские геологи обратились к правительствам всех стран: обязательно ввести во всех школах геологию наравне с математикой и другими предметами.

То есть они были уверены, что геологиямировоззренческая наука?

– Да! Наши геологи более века назад понимали то, что мы сегодня стараемся донести до ушей власти и научной общественности. Но в моде западный «ширпотреб» – тектоника плит, и ее бездумно пропагандируют российские коллеги. Это попса в геологии господствует, ее принимают за науку.

Был у нас мудрый правитель Петр I, который в 1700 году повелел создать государеву горно-геологическую службу. А через 303 года премьер Касьянов ее ликвидировал. Не подумал, что без этой отрасли страна в 90-е не выжила бы. Теперь хватились, восстанавливают, но сколько мы потеряли! Давно уже геологии, в трактовке Вернадского – мировоззренческой науке, не придают должного значения. В школьных учебниках от Вернадского нет ничего, да и вузовские недалеко ушли. Сколько конфликтов было у меня с физиками… А ведь я только продолжал развивать идеи Вернадского, который призывает нас системно подходить к природным явлениям.

Цена всей антропогенной деятельности землян – выхлоп автомобиля в космос.

Продолжение следует.


7476