Хлеб-батюшка

Самоценность истории села, культуры и быта отразилась в уникальном деревенском музее

Единственный на всю округу музей хлеба в селе Успенка Тюменского района – так молва характеризует уникальную деревенскую экспозицию. Посетители – люди из дальних и ближних городов и сёл. Интерес в том, что здесь во множестве предметов обихода и орудий труда, представленных на стендах, отразилась трехвековая история села, культура, быт и традиции русских переселенцев.

«Где пашет сошка…»

Перед входом в зал читаем на стене известные с детства слова: «Хлеб-батюшка», «Хлеб – имя существительное», «Хлеб – всему голова», «Дороже хлеба ничего нет», «Старше хлеба ничего нет», «Чище хлеба ничего нет»… Экскурсовод по ходу пересыпает свой рассказ «от сохи» старинными крестьянскими поговорками («Где пашет сошка, там хлеба крошка», «Если хлеб на стол, то и стол – престол» и др.) и знакомит с выставленными «хлебными» экспонатами – плугами, боронами, серпами, косами, цепами, решетами, ступами, жерновами… Представлен также макет ветряной мельницы, хотя в Успенке зерно в муку перетирали при помощи водяных мельниц. Показаны и настоящие снопы ржи, пшеницы, а в завершение – буханка душистого хлеба, испечённая в местной пекарне...

В здешних местах издавна сеяли озимую рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес, ярицу (яровую рожь), а собирали по 50 пудов зерна с десятины, что считалось весомым результатом. Частенько бывали и неурожаи, горькие и трудные для крестьянских семей годы. Его Высочество Хлеб добывался потом селянина, его непомерным трудом. Нелегкая доля хлебопашца – и на вывешенной здесь же репродукции известной картины «Жницы», где вместе с мужиками в поле работают женщины, дети и даже мать грудного младенца, рядом – люлька, висящая на кольях. Классический сюжет патриархальной Руси, иллюстрирующий тот факт, что вырастить хлеб – это великий подвиг. Неспроста крестьянин, связав первый сноп нового урожая, непременно ставил его в передний угол. То был сноп-именинник. Сельскому жителю известна его настоящая цена.

Увековечить крестьянскую избу

Где, как не на селе, уместно увековечить прародительницу современных теремов-особняков-коттеджей – крестьянскую избу. Первым к этому пришел в своё время основатель музея Георгий Сотников – он перенёс сюда типичную успенскую избёнку. И в ней теперь вся сопутствовавшая селянам на протяжении веков атрибутика: утварь, вещи, одежда... Изба считается самым экологически чистым жильем. Однако, войдя в помещение, современный посетитель восхитится ещё и рациональностью, удобством быта наших предков, его продуманностью. Стародавнее жилище, хоть и ассоциируется с прошлым, всё-таки сегодня к нам возвращается – благо, лесов вокруг много, да и секреты постройки рубленых деревянных домов ещё не утеряны. В том числе благодаря музейщикам, увековечившим избу.

То же касается и канонической русской бани. «Баня по-чёрному, да дух в ней ядреный», «Баня парит – здоровье дарит», – говаривали древние. Настоящие ценители ритуала, посетив здешний музейный вариант – с берёзовым веничком, с каменкой и иной атрибутикой,– с удовольствием вспоминают давнюю традицию национального омовения. Вот лишь несколько письменных отзывов в книге гостей: «С радостью посетили крестьянскую избу, баню по-чёрному, словно побывали в своей молодости», «Везде здесь говорит русская душа – добрая, щедрая, бескорыстная», «Огромное спасибо тем, кто создал такое чудо и столько лет хранит доброе, вечное…», «Выражаем благодарность хранителям музея за их терпимость и уважение к истории нашего края, к нашим предкам и России в целом – замечательно, что такой островок истории и памяти существует и действует».

С прошлым на «ты»

Первые жители на территории нынешней Успенки, как и других окрестных поселений, появились в 1620-х годах. Это были переселенцы из европейской России – те, что бежали от жестокого феодально-крепостного угнетения. Место было выбрано довольно удачно: в речке Кармак водилось немало рыбы, в окрестных лесах встречалось много дичи, а на заливных лугах в пойме реки Пышмы имелись богатые покосы. Благоприятные природные условия обеспечили быстрый рост села. Важную роль сыграло и наличие рядом Московского тракта. Успенка становится волостным центром, в состав которого входили расположенные вдоль тракта деревни Мальцево, Гилёво, Мостовщики, Рябово, Верховина... Основными занятиями селян были земледелие и животноводство, кустарные промыслы: изготовление телег, саней, коромысел, дуг, кирпича. местные умельцы катали валенки, ткали ковры и холсты... Более столетия назад в Успенском при волостном правлении «было две церкви, сберкасса, земская школа, десять торговых лавок, четыре водяные мельницы, казённая винная лавка, торжки по праздникам и еженедельно...», насчитывался 251 двор, в селе проживало 1142 человека.

Сегодня здесь воссоздан один из храмов – церковь Успения Пресвятой Богородицы, где установлено шесть вновь отлитых колоколов. И плывёт над селом каждый божий день чудесный малиновый звон…


7444