Зримый зачин

Дзюдоисты и «классики» обеспечили приток наград

Нынешняя неделя началась удачно. В понедельник Россия выиграла сразу три «золота» – больше, чем Америка или Китай. Медали разных достоинств выигрывали и дальше. Причем не только борцы.

Накануне в ExCel Arena дзюдоист Тагир Хайбулаев (весовая категория до 100 килограммов) в присутствии Владимира Путина и британского премьера Дэвида Кэмерона выиграл для сборной России третью золотую медаль.

...Российский президент прибыл вовремя – до полуфинальной схватки Тагира Хайбулаева еще оставалось время. Владимиру Путину досталось тяжелое зрелище. Нервов на схватке, какая была у Хайбулаева с Дмитрием Петерсом (дзюдоистом из Германии, родившимся в России), наши болельщики потеряли кучу.

Могучий, куда выше и шире в плечах, чем чемпион мира, Петерс быстро нашел способ перевести Хайбулаева в партер и взять его руку на болевой прием. Россиянину было жутко трудно, но он выбрался из клещей, а затем провел несколько острых атак. Очков атаки не принесли, но заставили судей дать предупреждение сопернику. Овертайм, вязкий, тягучий, не принес результативных действий. А после судьи объявили победителем более активного Хайбулаева.

Впереди был финал с олимпийским чемпионом из Монголии Тувшинбаяром Найданом, у которого тот выиграл эффектным броском. Заработав свой «иппон», Хайбулаев попал в объятия тренеров и партнеров, долго бросавших его в воздух. В том числе первых лондонских чемпионов – Арсена Галстяна и Мансура Исаева. И только потом оказался в объятиях президента.

– Красавец! – сказал Путин.

Дзюдоист ответил что-то в том же духе.

После этого один пошел готовиться к награждению, другой вернулся на трибуну.

Когда президент поднимался, его спросили:

– Три золотых медали в дзюдо – это теперь, наверное, для нас не предел?

–Такого же не было никогда! – воскликнул Путин. – Ни в российской, ни в советской истории! Сколько времени-то к этому шли! Готовили систему... Потом тренера нашли, Эцио Гамбу, итальянца!

– Вы уговорили?

– Нет, честно, не имел никакого отношения! Федерация нашла и уговорила.

Президент поднялся на третий этаж, в лаунж-зону, где поговорил с российскими тренерами и спортивными чиновниками.

– Три золотых медали! – говорили они ему. – Три!!!

Выступавшие в следующие три дня российские борцы «классического стиля» тоже были непрочь видеть президента на своих финалах, но что поделаешь, если тот – дзюдоист.

Первый день начинался не так, чтобы считать, будто хорошо закончится. Мингиян Семенов (весовая категория до 55 килограммов) свою первую схватку – с одним из лондонских фаворитов азербайджанцем Ровшаном Байрамовым – проиграл. Чтобы вечер оказался триумфальным, ему пришлось терпеть, «выгрызая победы зубами».

В итоге он дошел до заветной «бронзы». Одолев в схватке за нее корейца Цой Гю Джина, Семенов вспоминал, как чувствовал себя после проигрыша азербайджанцу: «Я ехал «золото» выигрывать. Так что морально тяжело было». Не давала покоя мысль о том, что уступил Байрамову из-за ошибки: «Захват надо было попрочнее держать». Но больше ошибок не допускал.

Чемпион мира и олимпийский дебютант Роман Власов (вес до 74 килограммов) получил тяжелую жеребьевку: стартовать после многократного призера чемпионатов мира датчанина Марка Мадсена – вариант скверный. Выйти во втором круге на бронзового медалиста пекинской Олимпиады Кристофа Жюно – тоже. Обе схватки он выиграл.

В полуфинале Власов выбил литовца Александра Казакевича, который на этих состязаниях выполнял, можно сказать, роль символа борцовского мужества. Ему засветили такой синяк под глаз, что он не мог им видеть. Но продолжал бороться, заклеив глаз пластырем, полуслепой – боролся замечательно, замечает «Коммерсант». И красовался после турнира с бронзовой наградой на шее и пластырем на глазу. Но совладать с Власовым у Казакевича не было никаких шансов.

Шансы, считалось, имелись у доставшегося Роману Власову в финале Арсена Джулфалакяна. Его отец, Левон Джулфалакян, был выдающимся борцом и завоевал для СССР «золото» сеульской Олимпиады. Его сын хотел повторить достижение.

Эту схватку Джулфалакян, видимо, постарается вычеркнуть из памяти, Власов – наоборот, сохранить. В стойке ни тот, ни другой баллов не зарабатывали. Все решалось в заключительные 30 секунд каждого из периодов, когда соперников по очереди ставят в партер. В первом – сверху очутился Власов и довольно эффектно перевернул Джулфалакяна «накатом». Во втором – пришла очередь Джулфалакяна, и Власов моментально встал на ноги, отбился. И это была победа.

– Ну, слава Богу, – сказал трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин, – прорвались.

Арсен Джулфалакян пытался обнаружить в своей борьбе какие-то досадные ляпы – и никак не обнаруживал: «Захват был крепким. Ромчик просто здорово защищался. Ну, он же чемпион мира. А я где-то... Поскользнулся, наверное... Ромчик был на высоте. Сегодня он сильнее меня».

Следующий день был насыщен греко-римской борьбой до предела: медали разыгрывались в трех категориях. Во всех были российские спортсмены. В весе до 120 кг выступал Хасан Бароев, олимпийский чемпион 2004 года, атлет, которого можно увидеть не только на борцовском ковре, но и в кинозале, где демонстрируется отечественный блокбастер (в «Августе восьмого» он сыграл одну из главных ролей), а также на телеэкране, в рекламном ролике про «дядю Хасана».

Реклама – в общем-то, хлеб спортсменов, нашим олимпийцам не идет на пользу. Те, кто снимались, Олимпиаду не выигрывали (Мария Шарапова, Елена Исинбаева и т.д., а олимпийский чемпион по классической борьбе Алексей Мишин, отметившийся в рекламе «Мегафона», даже на нее не попал).

Хасан Бароев проиграл первую же схватку Юрию Патрикееву, которого когда-то вытеснил из «основы» сборной, заставив выступать за Армению. Юрий Патрикеев до финала не дошел. Дойди он до финала, у Бароева появился бы шанс побороться за «бронзу».

Заур Курамагомедов (вес до 60 килограммов) тоже проиграл свою схватку. Но ему, в отличие от Бароева, повезло: попал в «утешительные» схватки. А через них можно добраться до медали. До своей «бронзы» он дотянулся и взял ее эффектно, не оставив никаких надежд очень мощному азербайджанцу Хасану Алиеву, куда, кстати, более титулованному борцу.

«Так вы довольны ею, этой «бронзой»?» – уточняли журналисты. – «Доволен. Но так… – он подумал, подбирая слово. – Средне доволен». Хотел, конечно, выиграть. Видимо, «бронза» хороша для любого борца, но только не для российского.

Незадолго до этого прошел полуфинал в категории до 84 кг, где Алан Хугаев встречался с легендой «классического стиля» Карамом Габером. Многие, увидев имя и фамилию, не верили своим глазам. Думали, что однофамилец. Уточняли и убеждались – нет, тот самый Карам Габер.

В начале 2000-х годов популярные издания писали о нем примерно следующим образом: «Со времен великого Александра Карелина никто так не доминировал. Его стиль описать очень просто: если вы боретесь с Карамом Габером, то он поднимет вас и кинет, словно тряпичную куклу». Габера интересовала не просто победа как таковая, но именно та победа, когда ты броском отправляешь соперника в полет, а зал – в экстаз.

Он выиграл Олимпиаду в Афинах в 2004 году, затем была неудачная пекинская Олимпиада. Потом пропал. Журналисты спрашивали, что было в эти четыре года. «Да, я уходил, занимался собственным бизнесом. Но, в конце концов, меня потянуло на Олимпиаду». К тренировкам приступил в октябре прошлого года: «Для меня организовали тренировочный лагерь в Финляндии». Из этого лагеря он отправился на отборочные соревнования и выиграл их. Все, конечно, интересовались, почему сменил категорию? «В 96 килограммов соперники тяжелее. И борьба медленная. А я люблю двигаться, люблю скорость. Хотя так худеть – это, вы правы, сумасшествие. Но я похудел».

Надо полагать, Карам Габер, помимо всего прочего, не сомневался, что в весе до 84 килограммов ему, умевшему разбираться с борцами более крупных габаритов, будет проще. А напоролся в финале на парня из Владикавказа. Он пытался его расшатать, а тот никак не поддавался, и Габеру в первом периоде пришлось вставать в партер, чтобы там обороняться. Возможно, он уже думал, что отбился, но Хугаев поднял и бросил. Не так чтобы эффектно, но, главное, судьи результативное действие зафиксировали.

Алан Хугаев повел. Во втором периоде настала очередь Хугаева сражаться в партере. И перед тем, как борцы заняли свои позиции, многим стало тревожно: они слишком хорошо помнили, как Габер, когда ему доставалась возможность захватить соперников в партере, пускал их по высокой дуге, под рев зала. Хугаев такой возможности не дал.

Спустя десять минут дожидавшийся церемонии награждения Владимир Уруймагов, тренер победителя, удивлялся, когда его спрашивали, как 23-летний борец, в чьем послужном списке едва ли не ценнейшим титулом был до сих пор титул чемпиона России, может так здорово бороться на первой в жизни Олимпиаде: «А вы представляете, что это за турнир – чемпионат России, какого уровня!».

На третий день другой представитель осетинской борцовской школы – Рустам Тотров (вес до 96 килограммов), тренирующийся в Тюмени и представляющий Тюменскую область, поставил эффектную точку, выиграв серебряную медаль.

Почин борцов подхватили гимнастки и представители легкой атлетики. Алия Мустафина, дочь прославленного борца Камиля Мустафина, выиграла золотую медаль на разновысоких брусьях. Юлия Зарипова завоевала «золото» в беге на 3000 метров с препятствиями.

Россия сразу же поднялась с девятого места на пятое место. Будем надеяться, что нашу сборную, что называется, прорвало.


7379