Сегодня железным дорогам страны – 175 лет
«Ныне скромный, мало кому известный уголок земного шара – Тюмень, не нынче завтра, когда у его подножия лягут первые рельсы, вдруг превратится в яркую точку, на которую обратятся взоры всего образованного мира». Эти провидческие слова 8 ноября 1867 года на Тюменском общегородском собрании в присутствии членов городской Думы произнес полковник Министерства внутренних дел империи Евгений Богданович. В этот день впервые в истории города ему присвоили звание «Почетный гражданин г. Тюмени».
Неурожайные годы в европейской части России нередко приводили к тому, что население целых регионов страны испытывало голод. Один из департаментов Министерства внутренних дел, в котором служил Евгений Богданович, отправил его в Вятскую и Пермскую губернии выяснить причины неурожаев и предпринять меры по исправлению ситуации. В ходе расследования столичному чиновнику пришла мысль: если в Екатеринбург и Тюмень провести железнодорожные пути, то в голодные годы хлеб из Сибири можно будет доставлять в европейскую часть страны. Эти соображения он доложил императору. Вышел Высочайший Указ. В 1878 году железная дорога соединила Екатеринбург с Центральной Россией.
Чтобы построить железную дорогу, надо провести изыскания, составить проект. Ради ускорения хода строительства участка Екатеринбург-Тюмень тюменские купцы и сам Евгений Богданович вложили в проект собственные деньги. И вот в 1885 году у подножия Тюмени «легли первые рельсы». Их по государственному заказу производили уральские заводы Демидова. Это было грандиозное событие и для города, и для Тобольской губернии в целом. В год 300-летия Тюмени, 28 июля 1886 года железная дорога из Тюмени на Екатеринбург в присутствии духовенства, министра путей сообщения Константина Посьета, пермского и тобольского губернаторов была торжественно сдана в эксплуатацию. Экономические перспективы города многократно возросли. Константин Посьет стал вторым почетным гражданином г. Тюмени.
В 1890 году император Александр III отправил своего сына Николая II в кругосветное путешествие. Этот вояж имел не только политическое, но и экономическое значение. 19 мая 1891 года первая тачка земли в основание Владивостокского железнодорожного вокзала была положена будущим императором Николаем II. Вернувшись в столицу, цесаревич возглавил строительство Великого сибирского пути: Челябинск–Курган–Омск–Новосибирск–Красноярск–Иркутск–Владивосток, всего семь тысяч километров.
Поначалу проектом не предусматривалось строительство участка Тюмень–Омск. Городской голова Андрей Иванович Текутьев выехал в столицу, чтобы уговорить министра финансов Витте выделить деньги. Состоялся разговор. Просителю было отказано. Говорят, Текутьев так расстроился, что вышел из кабинета Витте чуть не плача. Это смягчило сурового министра: «Ну, ладно, будет вам железная дорога!». Начались изыскания. В 1913 году благодаря смелости и настойчивости купца Текутьева, который через голову тогдашнего тобольского губернатора обратился в высокие кабинеты, от Тюмени до Омска пошли поезда. Тюменские товары: пшеница, кожи, масло достигли Европы, пересекли границы империи.
Накануне революционных событий в 1916 году Великий сибирский путь был полностью сдан в эксплуатацию со всей инфраструктурой: мостами, вокзалами, локомотивными и вагонными депо, церквями, школами и больницами.
В Советской России железные дороги сыграли огромную роль, участвуя в индустриализации страны. Известны фамилии первых машинистов станции Тюмень 20-х годов: Голешов, Ударцев, Лопаткин, братья Жебутинские. В 1925 году на том месте, где сейчас стоит Дворец культуры железнодорожников, во время субботников силами самих работников железной дороги построен клуб имени Ильича. Он был деревянным и одноэтажным. По этому же принципу – «собственными силами в свободное от работы время» – построены больница и детский сад.
С началом Великой Отечественной войны железнодорожники, как и весь советский народ, встали на защиту Родины. Пожалуй, это самые героические страницы в истории железнодорожного транспорта. Уже 23 июня 1941 года на железных дорогах СССР был введен особый график движения поездов, а работников перевели на особое положение. Это означало, что они не могли покидать свои рабочие места до особого распоряжения. Поскольку мужчины уходили на фронт, их заменяли женщины. В Тюмени, как и во всей стране, появились женские бригады машинистов: Егорова, Деева, Федоровых, Кондакова, Жилина, Катаева, Агафонова.
В 1942 году тюменские железнодорожники за 25 дней построили для фронта поезд-баню: десять душевых и помывочных вагонов с парикмахерской. Деньги на его строительство сдавали как сами железнодорожники, так и горожане. Поезд ушел на Москву, затем на Сталинград, дошел до Берлина. В нем мылись не только красноармейцы, но и плененная армия фельдмаршала Паулюса – по приказу советского командования, чтобы не было вшей и тифа.
В локомотивном депо Ишима был построен бронепоезд «Патриот», который защищал железнодорожные станции от налетов вражеской авиации. На Курской дуге его бойцы сбили одиннадцать самолетов Люфтваффе. Пострадал и сам бронепоезд: локомотив был уничтожен прямым попаданием бомбы. Однако многие члены экипажа выжили, после окончания войны вернулись в Ишим.
На вечной стоянке у ДК железнодорожников в честь боевой и трудовой доблести тюменских железнодорожников стоит паровоз ФД-21-3031. Паровоз-фронтовик. Когда его в 1941 году пригнали в Тюмень, на нем было семь пробоин. Первым машинистом этого паровоза стал Михаил Николаевич Ковязин. Всю войну вплоть до 60-х годов наш земляк и его бригада в скоростном режиме возили тяжеловесные составы. За достигнутые успехи бригада получила звание «Лучший паровоз России».
Дважды – в 1942-м и 1944-м годах – работникам Тюменской станции путей сообщения за трудовые успехи и большой вклад в дело разгрома фашистов вручалось переходящее Красное знамя. В 1946 году Указом Верховного Совета оно передано станции на вечное хранение. Кстати, всего таких знамен в стране было 18.
Следующая героическая страница истории Тюменского региона Свердловской железной дороги связана с освоением северных широт области. В эти годы, с 1960-го по 1972-й, коллектив железнодорожников возглавлял человек-легенда Николай Георгиевич Глотов. При нем началось строительство путей сообщения, идущих на Север, произошел переход на тепловозную тягу, построены детская железная дорога на озере Андреевском, новая больница на 400 мест, санаторий «Талица», новый вокзал, ДК железнодорожников. При нем в 1969 году первый пассажирский поезд пришел в Тобольск.
В музее тюменских железнодорожников немало интересных экспонатов. Это коллекции железнодорожных фонарей ХIХ-ХХ веков, средств связи, боевых и трудовых наград ветеранов войны и труда, фронтовая каска одного из работников тюменского депо, прошедшего в ней всю Европу, дубовый стол со львами, появившийся в наших краях вместе с приездом в Екатеринбург, а затем Тобольск Николая II.
Иногда в музей заходят внуки и правнуки ветеранов-железнодорожников, листают пожелтевшие страницы приказов о награждении их героических предков правительственными орденами и грамотами, вслушиваются в неспешный рассказ экскурсовода. Какие чувства они при этом испытывают? Наверняка гордости и патриотизма. Ведь водить железнодорожные составы – это все равно что водить морские корабли или воздушные лайнеры…
Справка: В России первая железная дорога построена в 1837 году от Санкт-Петербурга до Павловска. Ее длина составила двадцать семь километров.
Один погонный метр рельса, произведенного на заводах Демидова в Нижней Салде, Верхней Салде, весил 29 килограммов. Метр современного рельса весит 65, а то и 75 килограммов – в зависимости от категории магистрали.
В годы Великой Отечественной войны Тюменский ж/д вокзал принял 22 промышленных предприятия, 14 госпиталей и десятки тысяч граждан, эвакуированных из Украины, Москвы, Ленинграда и других городов Советского Союза.
С начала текущего года услугами железнодорожного транспорта по Тюменскому региону СвЖД воспользовались более 1,7 миллиона пассажиров.
В июне 2012 года ремонтному локомотивному депо Тюмень исполнилось 125 лет.