Поезд до станции лето

Летом непременно хочется куда-нибудь поехать. Горожан-отпускников, как перелетных птиц, тянет в даль дивную: кого к морю синему, кого галопом по Европам. Бюджетный вариант для родителей с детьми или для детей без родителей, но с педагогами из школьных лагерей – “Путешествие в лето” на паровозике из Ромашкова. По родным просторам, по живописным городам и весям – с вокзала под названием Тюменский музей изобразительных искусств.

Все знают: мультипликационный паровозик с большими круглыми глазами и трубой, похожей на забавную шапочку, с расписанием не в ладах.

Вечно опаздывает, отвлекаясь на окрестные красоты, водя хороводы с березами, пленяясь нежной прелестью ландышей… А потому лучшего гида по летним произведениям отечественных художников для юных посетителей не найти.

Перед отправлением – фото на память. В первом зале установлена тамареска (стенд для фотографирования) с изображением паровозика из Ромашкова. В вагоне три окошка, прикрытых шторками, – для трех маленьких пассажиров.

Вообще-то паровоз – странный выбор на роль любителя природы. Дымит, гудит, грохочет… Какие уж тут ромашки! Но это настоящий, большой, черный паровоз, а у нас сказочный паровозик, и маршрут его начинается в сказочном краю. За машиниста – искусствовед Наталья Паромова. В кого только не приходится перевоплощаться работникам музейного комплекса!

У входа в сказку, как заведено, дежурит ученый кот – не зря же по соседству разместилась выставка по произведениям Пушкина. Нет, постойте, тут не кот, а коты – целый усатый-хвостатый караул. Деревянный резной котище Александра Чемакина, суровый “Хозяин” Геннадия Токарева – с изумрудно-зелеными глазами, загадочно мерцающими в сумерках... Бывало, эту картину трактовали так: деревня заброшена и ветшает, люди из нее ушли, и только кот остался верным хранителем исконного уклада. Но можно посмотреть на мохнатого хозяина и по-другому: он, причастный двум мирам, обыденному – с миской молока и теплой печкой, и ночному, колдовскому, населенному незримыми сущностями, бережет сон жителей деревни, не пуская в него зло и страхи, таящиеся в темноте. Именно такого доброго, надежного сторожа увидела в “Хозяине” десятилетняя Настя Линдер из детского центра “Пламя”. В ее красочной трактовке кот получился похожим на собаку. В общем, это животное – друг человека, и не важно, к какому биологическому семейству оно принадлежит.

135-6-1На мини-выставке детского рисунка, включенной в экспозицию, представлены не только копии музейных картин, но и собственные фантазии маленьких художников – кошки в длинных платьях, драконы, сказочные дома…

Живописец Борис Паромов наделил мистической властью другого зверя-хозяина – медведя. Крепко держит “Солнце Сибири” в могучих лапах таежный владыка, никому не даст прогнать его с небосклона, погасить до назначенного природой срока.

Дальше паровозик из Ромашкова направляется в деревню к бабушке. Для нынешних городских ребятишек мир деревни сродни сказке. Подвела Наталья Александровна малышей к работе Виталия Тюленева “Топленое молоко” и говорит: “Перед вами картина-загадка. Как вы думаете, почему коровы здесь больше домов?” – “Потому что они ближе”, – отвечает искушенный в законах перспективы ребенок. Тогда искусствовед начинает издалека: “Какое животное в деревне важнее всех?” – “Собака”, – предполагают дети. Затем, подумав: “Кошка!” Наводящий вопрос: “А сможете вы поесть, если в доме нет молока, творога, йогурта, мороженого? Это кошка с собакой нам дают?” – “Нет, мама и папа”, – звучит ответ, парадоксальный в своей точности.

Вот и получается, что экскурсия в деревню детям ох как необходима. Чтобы хоть на картине поглядели на корову-кормилицу, на молоко в настоящей глиняной кринке, на лошадей от Михаила Захарова и Роксаны Кирилловой, на керамических кур, деревянных петухов, фарфоровых свиней, телят, гусей… На то, как славно и весело людям, животным и птицам “В кругу семьи” талантливого самодеятельного художника Владимира Чугунова.

А стоит выйти за околицу, расстилаются до горизонта леса, луга. И опять замедляет ход наш паровозик. Чтобы закружиться в пестроцветном “Московском лете” М. Кеслер, подглядеть из-за плеча И. Сошникова, как “Цветет иван-чай”, по примеру А. Герасимова, нарвать охапку “Придорожных цветов”, вслед за А. Тутуновым собрать в ладони “Весенний дождь”. Чтобы восторгаться закатами и зеленым узором листвы, шагать по проселочной дороге, следить за зыбкими бликами на водной глади вместе с художниками, столь чуткими к тихому очарованию русской природы, а вечером присесть у костра, ощущая за плечами незримое присутствие ангела…

Место для привала как раз готово – ворсистый зеленый ковер, похожий на настоящую лужайку, и костерок над березовыми поленьями, и облака под небом-потолком, среди которых парят, будто в детских снах, птицы, воздушные шары и бабочки.

135-6-3После привала снова в путь – в краткий тур по древним городам. Встают перед ребятами величавый Новгород Б. Домашникова и старинный приволжский Борисоглебск Э. Выржиковского, вологодский Кириллов И. Глазунова с Кирилло-Белозерским монастырем, Тобольск В. Овчарова с голубыми Софийскими главами, Петербург И. Сорокина с Михайловским дворцом, в котором сто с лишним лет живет Русский музей, и почти на каждой картине – церковные купола и шпили, придающие празднично-сказочный вид даже простой “Рыбацкой слободе” А. Васильева.

“Мы начали со сказки и заканчиваем сказкой, – резюмирует Наталья Паромова. – Там была сказка, созданная природой и фантазией сочинителей. А эту сказку сотворили архитекторы”. И, конечно, художники, сумевшие увидеть, художественно осмыслить и напитать духом волшебства образы реального мира.


7305