Цветы, которые не вянут

В Тюменском литературно-краеведческом центре – пора цветения и поэзии. Здесь открылась персональная выставка Натальи Таберт и Алевтины Хлыстовой. Две художницы, два зала, и даже название экспозиции двойное. Если просто: “Про цветы”. Если позаковыристее, то: “ПроЦВЕТание?”.

Тема летняя, улыбчивая, красочно-благоухающая. Имеются даже настоящие, живые цветы с дачи Алевтины Хлыстовой – в вазе, расписанной её же рукой.

Когда-то они с Натальей Таберт учились в Тюменском колледже искусств, и вот теперь, спустя годы, их дороги вновь пересеклись.

Оказалось, что им нравится вместе работать и вместе выставляться. Их творчество позитивно, проникнуто любовью к жизни. И все же это очень разные художницы, у каждой своя дорога в искусстве, собственный узнаваемый стиль.

Цокольный этаж, по идее, не лучшее место для демонстрации картин, но в небольших залах уютно, а темно-зеленые стены стали замечательным фоном для живописного цветника, в котором все сорта прекрасно уживаются друг с другом. Цветы полевые, садовые, декоративные, экзотические, сказочно-фантазийные, прекрасные и трепетные, как стихотворные строки, дополняющие экспозицию. Лирика Фета, Цветаевой и сочинителей наших дней, поэтичная проза Экзюпери, аллегории Рериха, японские хокку кружатся в вальсе цветов, сливая воедино мелодию цвета и мелодию слова: “Видели все на свете // Мои глаза – и вернулись // К вам, белые хризантемы”.

Это трехстишие японского поэта XVII века Косуги Иссе цветет рядом с одной из работ Алевтины Хлыстовой. Ее дивный сад разбит в первом зале. Сначала – галерея цветочных портретов. Розы, тюльпаны, ирисы, пионы, ромашки, лилейники, вьюны… Родная дачная натура. И заграничные красавцы… К примеру, маки Алевтина рисовала в Болгарии. А в какой стране родилась белая лилия, парящая меж перламутровых бус и золотых извивов, напоминающих то ли морские волны, то ли горы, которые просматриваются на заднем плане. Быть может, в той, где кружит над цветочными зарослями синяя птица мечты?

125-6-2“Красота – в глазах смотрящего”, – решил когда-то Запад. “Коль скоро ты видишь, ты не можешь не видеть цветы… Когда нет цветов в твоих мыслях, ты подобен дикому зверю”, – устами знаменитого Мацуо Басе утверждает Восток, мудрый даже в категоричности. Всякий, у кого есть глаза, узнает Японию в акварельных пейзажах Алевтины Хлыстовой и без стихотворных подсказок на стенах-лужайках. Особые оттенки красного, синего, желтого, легкая размытость, будто дымка над Фудзи, из-за которой сквозь облака вот-вот встанет солнце. Такой бывает роспись по шелку… Тонкие контуры, туманные очертания гор, розовая метель в вишневом саду. И скромная зелень плюща, что приник ветвящейся змейкой к висячему мосту – обвил вокруг него жизнь свою, как подметил тот же Басе.

Умение видеть прекрасное в повседневном, вечное в мимолетном всегда отличало художника… Как и способность останавливать мгновение. Раньше Алевтина предпочитала масляную живопись, но сейчас увлекается акварелью, хоть эту технику принято считать сложной: дрогнула рука, поплыла краска, и ничего уже не исправить. Но в том и прелесть. С картины, написанной маслом, можно сделать копию. А акварель в точности уже не повторишь…

Переходим в следующий зал и попадаем в сказку. Если в саду, тем более японском, подобает тихо созерцать красоту, то в сказке – живут. Живут цветы, живут среди цветов. И в цветах, конечно! У Натальи Таберт даже серия есть – “Жизнь в цветах”. Ее мир – это мир детства, чудесная страна, населенная симпатичными лисятами, милыми крокодильчиками, застенчивыми букашками и медвежатами, трогательными жирафами и зайцами, неразлучными кошками и мышками, гривастыми львами, славными домовятами, озорными феечками. Доверчивыми и ранимыми, как детская душа. Они ходят друг к другу в гости, дарят подарки, чаевничают, сидя в уютных креслах, гуляют в парке, грустят, обижаются, шалят и видят сны. Они, как мы. Почти. Наталья изображает то, что видит вокруг, но на сказочный лад. Словно накладывает сверху колдовское радужное стекло.

Умение наполнять поэзией будничную реальность, проявлять магию в обыденном – еще один дар художника. Не убегать от мира, а преобразовывать его по своему хотению. В таком преображенном мире выросли дочери Натальи – старшая, Лиза, и младшая, Вера. Именно для них начиналась когда-то сказка в картинках, и сами они стали частью этой сказки, где жирафу как раз хватает шеи, чтобы выглянуть из розовых соцветий и прижаться носом к детской щеке. Где из-под маски сказочной лисички показывается вдруг мамино лицо. Где у каждого свои крылья, и никто друг другу не чужой. Где маленькая девочка похожа на загадочный японский цветок укэра, бутон, который никогда не распускается полностью… И обязательно хочется рисовать – вслед за мамой. Или совершенно по-своему, как рисует Лиза, решившая по-дружить волка и зайца среди полевых цветов.

125-6-3Рисованный волк не ест зайца… Живописные цветы не вянут. Однако нуждаются в поливке и подкормке – не водой и удобрениями, а любопытством и добрым вниманием. Хорошо бы еще восхищением – но только искренним, как сами картины. Кстати, синие цветы подали художницам идею новой выставки. К ней надо готовиться, но название уже есть. Четкое, емкое, без всякой двойственности – “Ультрамарин”.

А нынешняя экспозиция проработает до 28 июля. Гостей литературно-краеведческого центра ждет встреча с орхидеями и кактусами, с птицами, чьи крылья нежны, как лепестки фиалок, с мечтательными девушками-розами, девушками-ландышами – феями цветов, с летающими слониками и улитками, зайцами и лисами с ноготок и другими цветочными жителями. С розовым домиком – как у Марины Цветаевой, и с самой розой, единственной на свете, прекраснейшей – как у Маленького Принца Экзюпери. Словом, нас ждет чудо. И процветание, конечно!..


7158