Государственная Дума завершила весеннюю сессию
На прошлой неделе завершилась первая сессия Государственной Думы VI созыва. Принципиальная новизна ситуации, в которой приступила к работе шестая Дума, определялась двумя обстоятельствами.
Во-первых, на выборах 4 декабря 2011 года «Единая Россия», располагавшая прежде в нижней палате конституционным большинством (более 300 мест из 450), получила лишь 49,3 процента голосов (но благодаря особенностям пропорциональной системы все-таки сохранила простое большинство в 238 депутатских мандатов). Во-вторых, сразу после декабрьского голосования в Москве начались массовые акции «За честные выборы», повлиявшие как на политику правящего тандема, так и на работу законодателей.
Хроника
Одним из первых важных свершений Думы стало принятие в феврале – апреле трех инициатив Дмитрия Медведева по политической реформе: о прямых выборах губернаторов, регистрации партийных кандидатов на выборах без сбора подписей и упрощении процедуры регистрации партий, которым теперь достаточно иметь 500 членов вместо прежних 40 тысяч. Обсуждение проходило в присутствии лидеров непарламентских партий и несистемной оппозиции.
Основным думским событием апреля стал итоговый отчет Владимира Путина в качестве премьер-министра. В роли радикальной оппозиции выступила «Справедливая Россия», члены которой сначала отказались почтить вставанием появившегося в президиуме премьера, а потом и вовсе покинули зал, протестуя против нежелания главы правительства дать личную оценку нарушениям на выборах мэра Астрахани.
Главное майское событие – утверждение Дмитрия Медведева на посту премьера. Однако важное для страны событие едва не затмило громкое обсуждение поправок в Административный кодекс и закон о митингах, которые в сотни раз повышают штрафы за различные нарушения в ходе публичных акций (до 300 тысяч рублей для физических и до 1 миллиона рублей – для юридических лиц). В последних двух чтениях поправки были приняты 5 июня, накануне очередного «Марша миллионов».
В июле депутаты одобрили создание реестра сайтов с запрещенной информацией, куда без решения суда будут попадать ресурсы с пропагандой наркотиков, детской порнографией и призывами к самоубийству. Поправки, разрешающие блокировку интернет-ресурсов, вызывают опасения, что будет введена цензура в Интернете, о чем заявил как президентский Совет по правам человека, так и крупнейшие интернет-компании, напоминает «Огонек».
Кроме того, на предпоследнем заседании, 11 июля, Госдума приняла поправки в закон о некоммерческих организациях (НКО), которые требуют от НКО, получающих финансирование из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов, и поправки в Уголовный кодекс о возвращении статьи «Клевета».
Подробности
Главные различия между пятой и шестой Думами стали очевидными уже на первом заседании, прошедшем 21 декабря, в самый разгар выступлений «рассерженных горожан». Началось все с того, напоминает «Независимая газета», что баллотировавшийся в спикеры Госдумы Сергей Нарышкин, заочно полемизируя со своим предшественником Борисом Грызловым («Дума не место для дискуссий!»), торжественно пообещал, что Дума вновь станет «местом для самых серьезных и конкретных дискуссий». Заявления вызвало в обществе надежду и воодушевление.
Затем состоялось распределение руководящих должностей, в ходе которого единороссы проявили невиданную прежде щедрость. Оппозиция получила один из двух постов первого вице-спикера (им стал коммунист Иван Мельников), шесть из 13 мест в совете палаты и 14 из 29 комитетов, включая и такие значимые, как комитеты по обороне, промышленности, энергетике и ЖКХ. Для сравнения: в предыдущем созыве расклад голосов в совете Думы составлял 7:3 в пользу «Единой России», а из 32 комитетов оппозиционеры руководили всего шестью, выделенными им явно по остаточному принципу.
Наконец, комиссия по депутатской этике (она, в частности, решает вопросы о лишении думцев права голоса за неподобающее поведение) и вовсе была сформирована на паритетной основе: в нее вошли семь единороссов и семь представителей оппозиции.
«Ветром с Болотной» повеяло и в самой Думе: представители большинства куда чаще, чем прежде, прислушивались к мнению меньшинства и одобряли многие инициативы оппозиции.
Так было, например, с приглашением в Думу для отчета о декабрьских выборах главы Центризбиркома Владимира Чурова и руководителей силовых ведомств, которых ранее партия власти тщательно оберегала от гнева оппозиционеров.
Позже при обсуждении закона о партиях «Единая Россия» согласилась с важной поправкой КПРФ, обязывающей Минюст, в случае обнаружения ошибок в заявке, не отказывать в регистрации, а выдавать полный список неточностей и предоставлять время на исправление.
Зримым символом нового курса стало приглашение в Думу лидеров внесистемной оппозиции Владимира Рыжкова и Сергея Удальцова на обсуждение пакета проектов о политической реформе – в качестве зрителей (в другом качестве они не могли быть приглашены в принципе).
В то же время имеющимся в распоряжении орудием – большинством голосов – партия власти пользовалась довольно аккуратно и только в тех случаях, когда оппозиция, по ее мнению, явно позволяла себе лишнего. Скажем, к приходу главы ЦИКа оппозиционные фракции подготовили проект заявления «О массовых нарушениях избирательного законодательства», в котором предложили выразить Чурову недоверие, расследовать все сообщения о нарушениях на выборах и переформировать избиркомы на сугубо партийной основе. Партия власти, разумеется, на такие жертвы пойти не могла и настояла на принятии своего варианта с нейтральным названием «О выборах депутатов Госдумы шестого созыва».
Вместе с тем прямой конфронтации и громких скандалов единороссы старались по возможности избегать. К примеру, в начале февраля, в разгар развернувшейся в ходе президентской кампании войны митингов, просвещает «Власть», они хотели инициировать принятие заявления Госдумы «о защите конституционного строя и сохранении политической стабильности», которое должно было по замыслу авторов «объединить все здоровые силы и поставить заслон «оранжевой революции».
Оппозиционеры восприняли идею в штыки, заявив, что партия власти «понимает политическую стабильность как сохранение пожизненно власти Путина». В этой ситуации использовать свое большинство «Единая Россия» не рискнула, ограничившись принятием заявления от имени фракции.
В марте наметившиеся изменения были еще не очень заметными, разве что «Единая Россия» стала чуть чаще применять свое большинство для принятия нужных законов. Но уже в апреле установка на сворачивание политической конкуренции стала достаточно очевидной.
Своеобразным водоразделом послужило принятие поправок к законопроекту о губернаторских выборах, фактически изменивших первоначальную концепцию документа: после введения сразу двух дополнительных фильтров – муниципального и криминального – выборы утратили сходство с теми выборами, что проходили в России во второй половине 90-х и первой половине нулевых годов.
Так, по словам секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова, из пяти регионов, где в октябре пройдут губернаторские выборы (Амурская, Белгородская, Брянская, Новгородская и Рязанская области), у второй по численности партии России дела более или менее благополучно обстоят только в Брянской области. Там у коммунистов не должно возникнуть проблем со сбором необходимых для выдвижения кандидата подписей муниципальных депутатов, поскольку у партии «более десяти процентов депутатов». В остальных регионах коммунисты не имеют достаточного количества депутатов, ссылаясь на партийного секретаря, сообщает «Коммерсант».
В мае, после столкновений демонстрантов с полицией возле Болотной площади, «думская машина» по штампованию нужных законов заработала на полную мощность.
Характерной приметой нового старого курса стало ускоренное продавливание ряда наиболее одиозных проектов, вызвавших возмущение не только у думской оппозиции, но и у представителей гражданского общества. Оппозиции оставалось прибегать к разным сомнительным хитростям, хоть как-то затрудняющим ударный труд думского большинства, вроде нашумевшей итальянской забастовки при рассмотрении драконовских поправок к закону о митингах.
Нашумевшие поправки к закону о некоммерческих организациях, которые требуют от НКО, получающих финансирование из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов, – «из той же серии».
Депутат Госдумы от КПРФ Борис Кашин предложил заменить понятие «иностранного агента» определением «НКО, получающие денежные средства и иное имущество из иностранных источников».
– Не я один любил в детстве читать книжки про чекистов. Была одна книжка про майора Пронина, который везде искал иностранных агентов, – сказал Кашин, пояснив, что «власть будет выглядеть смешно», если не откажется от этого термина.
Поправки были отклонены. По данным ИТАР-ТАСС, документ поддержали 374 депутата – от «Единой России», КПРФ и ЛДПР (трое единороссов проголосовали против, один воздержался). Депутаты «Справедливой России» в голосовании участия не принимали.
Любопытно, что в роли основных авторов сомнительных инициатив выступили недавние оппозиционеры: поправки о митингах и НКО внес бывший глава башкирского отделения «Справедливой России» Александр Сидякин. А поправки к Уголовному кодексу о возвращении статьи «Клевета» – бывший видный член Союза правых сил, ныне глава думского комитета по гражданскому и уголовному законодательству Павел Крашенинников.
«Клевету» аналитики выделяют особо. По их мнению, этот законопроект отражает новую тенденцию, обнаружившуюся в работе Госдумы. Дело в том, что статья 129 была изъята из УК всего семь месяцев назад по инициативе президента Дмитрия Медведева. Сделано это было в рамках кампании по гуманизации УК, которую эксперты считают одним из немногих реальных достижений предыдущего главы государства. И тот же Крашенинников прошлой осенью подписал заключение своего комитета, где никаких претензий к декриминализации клеветы не выдвигалось.
И здесь есть над чем задуматься.