С Пьехой по жизни

Улыбчивая дама в шляпке на фото – певица, народная артистка СССР Эдита Пьеха во время гастролей в Тюмени в 1990 году (автограф автору этих строк подарен тогда же). Нынче в июле почтенная пани отмечает своё 75-летие. А в наш город, насколько мне помнится, она больше не приезжала…

Хорошо, или Венок надежд

Пьеха пришла к каждому из нас с какой-то одной из своих песен, а то и с несколькими сразу. Её триумфальный «Венок Дуная» прозвучал по радиоточке, когда я был ещё школьником-пятиклассником. Помню, как, перевирая слова и мотив, пытался воспроизвести услышанное «близко к оригиналу и акценту». Правильно произносить необычное имя и фамилию исполнительницы научился чуть позже. Мне повезло застать тот неповторимый романтический настрой середины шестидесятых годов и фантастически популярные «пьеховские» песни «Город детства», «Замечательный сосед», «Надежда», «Огромное небо», «Хорошо»… «Человек идёт и улыбается – значит, человеку хорошо-о-о!» – пела она в своей несравненной манере. Параллельно звучал польский шлягер «Червоны автобус», песенки на французском языке. И всё это в сопровождении ленинградского ансамбля «Дружба». Да, было-было.

Теперь любители творчества легендарной Эдиты Станиславовны хорошо знают вехи её биографии, связанной и с Францией, и с Польшей, и с Россией. В Питер она приехала, имея на руках диплом учительницы после окончания польского педагогического лицея, продолжила учёбу в университете города на Неве. А ещё очень любила петь, участвовала в студенческих вечеринках. Однажды её попросили выступить в концерте в… консерватории. Бесшабашность молодости? Не без этого. «Тогда-то всё и началось, – говорила певица во время нашей беседы в Тюменской филармонии. – Со светлой моей ленинградской юности, с духовых оркестров, которые казались нам тогда очень модными…».

Моя собеседница особо подчёркивала: ей было суждено именно в России сформироваться как личности, обрести свою жизнь, семью, стать артисткой. «Мне, – говорила она, – просто повезло. Потому что, может быть, с моими романтическими идеями, с чувством беззащитности, с открытой моей душой тогда в другой стране я не нашла бы своих слушателей. Хотя польские газеты писали про меня, что если бы в Польше и родилась певица, которая могла бы достойно представлять их эстраду, это всё равно была бы Эдита Пьеха. Но, увы, её «похитил» Советский Союз. И всё-таки, как оказалось, тогда мне нужен был Ленинград, чтобы я могла встретить Броневицкого, встретить тех людей, которые мне помогли. Это всё судьба. Тогда вокруг не было столько прагматизма – я работала почти даром, получала за концерт по пять рублей и была в той счастливой поре, когда не понимала смысла денег. Моё наивное поколение всерьёз считало, что живёт идеями. И я, польская комсомолка, верила в Сталина и верила в Бога. Всё это во мне жило, и у меня были крылья. Поэтому, может быть, время меня признало. Бог, говорят, не фрайер – он выбирает тех, кто действительно умеет служить честью, совестью, сердцем».

О зрителе, миссии артиста и житейских реалиях

…Уму непостижимо, прошло 22 года с момента той встречи с певицей, но боли и проблемы того времени (начала «лихих девяностых»), затронутые в разговоре, и по сей день актуальны. «Это страшно, когда артист без души, – в правоте её тогдашнего высказывания мы убеждаемся сегодня, когда шоу-бизнес – почти сплошная вакханалия бескультурья. – Их погоня за деньгами породила массу подражателей и в народе, породила бездуховность, бесчувственность. Зло имеет какие-то свои колдовские силы. Это распутство, это разврат! Все уже забыли, что артисты, как богослужители, преподают людям свою религию. А от «религии» этих – одно зло. И от этого обидно и больно».

Пьеха исполнила на тюменской сцене печальную песню о детях-детдомовцах. Заметьте, и сегодня это словосочетание ещё не стало анахронизмом… А тогда после концерта гостья призналась, что по наивности была уверена: обитатели приютов – сироты. Пока не посетила одно из таких заведений. 118-3-2Как оказалось, из сотен ребятишек только десять действительно остались без попечения взрослых, остальные – дети пьющих женщин. Певица со временем создала целую концертную программу о женщине – матери, жене, любимой, женщине, вдохновляющей поэтов, художников, общество… «Никакая экономика, никакие рыночные цены ничего не дадут, пока мы не восстановим женщину в её правах», – говорила Эдита Станиславовна. К сожалению, она оказалась права.

Тюменскую свою гастроль артистка охарактеризовала как одну из наиболее ярких: «Если публика меня провожает после выступления стоя, хотя я и не президент страны, это меня радует. У вас, в Тюмени, мне дарили цветы дети и мужчины – это красивый обряд человеческой религии. Ваша восторженность неподдельна и не по заказу. Спасибо вам!». И действительно, зал рукоплескал ей ещё минут десять после концерта, не давая уйти со сцены.


7027