Мелькают века, проносятся эпохи, но не гаснет интерес к истории.
Наибольший интерес у исторических реконструкторов вызывает эпоха раннего Средневековья, которую по праву считают началом становления русской государственности.
IV международный фестиваль исторической реконструкции «Абалакское поле», организаторами которого выступили гостиница «Славянская», комитет по туризму администрации города Тобольска, клуб исторической реконструкции «Ильвинг» при поддержке федерального агентства по туризму и департамента по культуре Тюменской области, собрал на территории туркомплекса «Абалак» около 200 участников – представителей клубов исторической реконструкции Тобольска, Тюмени, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Санкт-Петербурга, Витебска (Республика Беларусь), а также порядка 8000 зрителей – туристов и тоболяков.
С каждым годом растёт число желающих окунуться в историю, побывав на «Абалакском поле». И действительно, фестиваль исторической реконструкции в контексте туркомплекса «Абалак», построенного в виде древнего острога на крутом берегу Иртыша, – мероприятие незабываемое, достойное принимать в разы большее число зрителей.
Гостей, вошедших в ворота под башней, шагнувших в иное временное измерение, на сей раз встретила на площади шумная весёлая ярмарка. Здесь можно было приобрести сувенирную продукцию с символикой Тобольска и «Абалакского поля», а также изделия, максимально приближенные к аутентичным (луки, стрелы, колчаны, женские украшения эпохи раннего Средневековья и многое другое).
На ярмарку съехались мастера со всей России. Они не только предлагали свои изделия, но и готовы были рассказать о них, о смысловой нагрузке, которую они несут, а некоторые проводили и мастер-классы. Каждый здесь находил то, что созвучно его душе. Меня, например, заинтересовали украшения из камня, сделанные тоболячкой Татьяной Редикульцевой. Не могла оторвать глаз от работ тюменцев Ильи и Натальи Измайловых, в которых удивительно гармонично сочетаются элементы стеклодувного дела, ювелирной ковки, золочения, чеканки, декора, мозаики. Перед такими украшениями не устояли бы не только средневековые красавицы, но и современные модницы!
На склоне высокого берега Иртыша реконструкторы разбили исторический лагерь, где они старались во всём придерживаться аутентичности. Впрочем, полного погружения в эпоху раннего Средневековья не получалось. Мешали многочисленные туристы, которые имели свободный доступ в лагерь. Со стороны было забавно наблюдать за тем, как встречались две эпохи: по лагерю бродили викинги, русичи в домотканых рубашках, в самодельной обуви и туристы в шортах, футболках, сланцах. И всё же путешествие в раннее Средневековье участникам «Абалакского поля» удалось совершить. На крутом берегу смастерили глиняную печь, на которой состряпали наивкуснейшие лепёшки, в котелках на кострах кипятили чай, варили кашу, бобовые культуры. Женщины хлопотали по хозяйству (шили, штопали, мыли посуду, глиняную и деревянную), дети играли на лужайке. «В бой, за Русь!» – что было сил кричал трёхлетний Егорка, смешно раздувая ноздри, видимо, в подражание взрослым воинам. Малыш угрожающе размахивал игрушечным топориком. Всё это было прелюдией к главному событию – боям воинов на ристалище. Время затишья было недолгим. И я решила использовать его с пользой, познакомившись поближе с обитателями лагеря.
Первым в поле моего зрения попал Андрей Семенюк, представитель клуба исторической реконструкции «Варгенторн», что в переводе со шведского означает «Волчья башня». Гость из Витебска привлёк моё внимание своими габаритами и аккуратно заплетённой в косичку бородой.
– Мы представляем варяжскую дружинную культуру 9–11-го веков на территории Киевской Руси, – сказал Андрей. – Моя бородка – это не блажь. Викинги следили за своим внешним видом: делали причёски, заплетали бороды в косы, а не были страшными, косматыми варварами, какими порой их многие себе представляют.
Тоболяк Пётр Пудов тоже занимается реконструкцией эпохи викингов. Ему, профессиональному историку, интересен феномен дружинной культуры как эстетическим, так и духовным наполнением, который проник в воинскую культуру Руси и стран Скандинавии.
Никак не могла я пройти мимо Андрея Мельникова, руководителя клуба «Северный берег»
(г. Бердск Новосибирской области). Вот бы с кого русских богатырей писать! В исторической реконструкции он давно. Андрей, тоже викинг, поделился со мной мечтой построить модель скандинавского корабля в натуральную величину, на котором намерен с членами клуба ходить в походы.
Встреч было много, но в основном с викингами. Откуда такая приверженность к чуждой для нас культуре, пусть даже и оказавшей влияние на Русь, не знаю. Возможно, потому, что викинги представляются нашим современникам людьми мужественными, их жизнь кажется яркой. В образе викинга молодому человеку легче реализовать себя, ощутив героем. Немаловажен и тот факт, что информации по эпохе викингов намного больше, как и находок.
А что же наши предки славяне? Жили скромно и ничего в наследство не оставили? Мои поиски продолжаются. И наконец я натыкаюсь на славян. Клуб «Путь времён» из Екатеринбурга реконструирует жизнь славян раннего Средневековья. «Для нас это наиболее интересно, – говорит руководитель клуба Юлия Лекомцева. – Ведь это наши корни, а что викинги – они для нас иноземцы, варяги. На «Абалакское поле» мы приехали женским составом, так как наши мужчины в это время находятся на фестивале в Санкт-Петербурге. Мы же демонстрируем походный вариант стоянки славян 9–12-го веков. Собираемся провести мастер-классы по ткачеству.
За пределами лагеря я вновь встречаю русичей. Мать Елена Казанцева, склонившись над трёхлетним сынишкой, помогала ему закрепить на ноге башмак, название которого я не знаю. А глава семьи тем временем разминался на ристалище, готовясь к турниру. «Мы – славяне, – гордо произнесла Елена. – Найти материал по славянам намного сложнее, да и кажется он однообразным. Но это наше, родное, и мы будем заниматься именно этой реконструкцией».
И вот участники и гости фестиваля взяли в тесное кольцо сцену и ристалище. Именно здесь фестивалю был дан старт. На церемонии официального открытия многочисленную публику поприветствовали глава муниципального образования Николай Зольников, заместитель директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Владислав Чернов, генеральный директор гостиницы «Славянская» Алексей Колмаков, председатель комитета по туризму администрации города Тобольска Александра Стрункина и другие официальные лица. Речи «государевых людей» были ёмки и кратки, так как они прекрасно понимали, что зрители с нетерпением ждут главного события дня – постановочного действа, турнира воинов, суличного турнира, состязания стрелков.
И наступило время, когда округу огласил звон мечей. И раздалась команда «Бой!», от которой мурашки пробегали по телу. Бои, захватывающие, динамичные, проходили по правилам, не очень понятным болельщикам. Отчего зрелище не стало менее интересным. Тысячи пар глаз были прикованы к квадрату, обтянутому толстыми канатами. Здесь воины демонстрировали свои боевые навыки. Затем на смену им пришли лучники. В турнире первого дня отличились тоболяки Анастасия Пудова, Юлия Гильманова и Эдуард Кульмаметов. Девушки, хрупкие, стройные, продемонстрировали неплохую стрельбу, хотя это не являлось неожиданностью: обе «средневековые» красавицы в исторической реконструкции не новички. А вот дебютант Эдуард, попав в яблочко, вызвал бурю оваций. Перед турниром он признался мне, что костюм сшил себе сам, а стрельбе из лука обучался на рабочем месте в перерывах (трудится новоиспечённый лучник штукатуром-маляром).
Солнце клонилось к закату. Воины и гости испытывали усталость. День для всех выдался напряжённым, полным событий и впечатлений. Всем не мешало взбодриться. Фестиваль плавно входил в свою вторую фазу, где всё смешалось, и градации участник – зритель уже не было.
А после наступило время ночного фолк-рока OPEN AIR «Медовый пир» с участием Российских звёзд фолк-рок движения, где звучала только аутентичная музыка, исполняемая на инструментах Средневековой эпохи. И был пир в честь победителей. Народ ликовал чуть ли не до утра, наслаждаясь неповторимым колоритом Средневековья.