Красота-то какая, лепота!

Дмитрий Медведев побывал во Владивостоке

В понедельник премьер Дмитрий Медведев побывал с рабочей поездкой во Владивостоке, где инспектировал строящиеся объекты и провел заседание Госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока.

Настоящее и будущее территорий обсуждал, по сути дела, президиум правительства – с Медведевым в столицу Приморья прилетели первый вице-премьер Игорь Шувалов и девять федеральных министров.

Визит начался с открытия моста через пролив Босфор Восточный, построенного в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012.

Справка. Саммит АТЭС во Владивостоке пройдет 8-9 сентября 2012 года. Он состоится на острове Русский, как было решено в 2007 году Президентом России Владимиром Путиным. Это первый саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, который пройдет в России.

В настоящий момент во Владивостоке осуществляется полномасштабное строительство объектов саммита, в том числе мост через бухту Золотой Рог, а также Дальневосточный федеральный университет.

Стоимость программы превращения Владивостока в центр международного сотрудничества Азиатско-Тихоокеанского региона из всех источников финансирования составляет 665 миллиардов рублей.

За ходом строительства можно наблюдать в реальном времени по специально установленным веб-камерам.

Мост является одним из крупнейших вантовых мостов в мире, длина центрального пролета 1104 метра, высота над зеркалом воды – 70 метров. Он соединил остров Русский и материковую часть города.

Мост пущен в тестовом режиме для обычного транспорта. Движение общественного и городского транспорта откроется 1 августа, сообщает «Российская газета».

Дмитрий Медведев заметил, что новый мост уже стал визитной карточкой Владивостока.

– Уверен, он будет служить еще очень большому количеству людей, – сказал премьер.

Он отметил, что многое еще предстоит сделать. В том числе провести саммит АТЭС. По его словам, саммит был лишь поводом для начала масштабной стройки.

– Все, что мы делали в последние годы, – это, конечно, связано с проведением саммита, но это не для саммита, это для вас, для всех, кто живет здесь, – говорил Медведев.

Глава правительства осмотрел Дальневосточный федеральный университет, строительство которого ведется на острове Русский, сообщает РИА «Новости».

Дальневосточный федеральный университет станет первым вузом России, обладающим уникальной инфраструктурой в едином современном кампусе. Он будет включать в себя 22 здания общей площадью 650 тысяч квадратных метров – учебные корпуса, конференц-центр, общежития-гостиницы на 5,5 тысячи номеров.

В 2012 году в университете будут обучаться около 8,5 тысячи студентов, а в перспективе – до 50 тысяч человек. Университет ждет абитуриентов не только из Приморья и регионов Дальнего Востока, но и из других федеральных округов.

Дмитрий Медведев в сопровождении президента «Крокус Интернэшнл» (генподрядчик строительства) Араса Агаларова побывал в 20-м корпусе, где будет располагаться студенческий центр. На лифте они поднялись на седьмой этаж и осмотрели панораму университета с балкона. Премьер обратил внимание на открывшийся вид на построенный через пролив Босфор Восточный уникальный вантовый мост.

– Красота, да и только! Феноменальный вид, приятный глазу, – произнес Медведев.

Агаларов рассказал о ходе сооружения зданий университета, которые будут использоваться во время саммита АТЭС в сентябре. Премьер затронул проблему водоснабжения острова. «С водой нужно разобраться», – заметил он. Сейчас на острове построены и используются четыре опреснителя.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что на остров планируется протянуть водопровод, но поскольку его стоимость оценивается в 2,5 миллиарда рублей, сделать это предполагается уже после саммита АТЭС.

Все объекты в результате премьерской инспекции были признаны «почти завершенными», подытоживают «Известия».

Разговор на совещании, куда были приглашены губернаторы прилегающих территорий, начался с малоприятных признаний. Государство фактически не занималось развитием Дальнего Востока. И это при том, что Дальневосточный федеральный округ (ДФО) – это более одной трети территории страны.

Федеральный бюджет финансирует ряд программ. Например, в рамках ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья за последние пять лет казна выделила более 300 миллиардов рублей, свыше 110 миллиардов рублей будет направлено на эти цели в ближайшие два года. Те, кто не попал в проекты, сигнализируют через «Коммерсант» о «небывалой расточительности» (всего, как сообщил на совещании Дмитрий Медведев, из федерального бюджета на подготовку к саммиту было выделено более 200 миллиардов рублей, а общий объем затрат превысил 680 миллиардов рублей).

Для публики менее искушенной «небывалая расточительность» транслировалась «по ящику», по которому неделю шумели о том, что подмыло участок только что построенной трассы (видимо, поджимали сроки, а мнение инженеров для новых «хозяев жизни» обычно не является решающим).

Те, кто попал, – говорят о нехватке средств.

Вопрос имеет принципиальное значение, заочно спорит с «Коммерсантом» «Независимая газета». Площадь ДФО – 6,2 миллиона квадратных километров. Получается, за пятилетку госинвестиции по госпрограммам в 1 квадратный километр дальневосточной земли составили менее 50 рублей. Сумма символическая. Впрочем, как считать: если взять за основу не 300 миллиардов по госпрограммам, а 680 миллиардов, то получится порядка 190 рублей на квадратный километр. Но это с учетом дорогостоящих объектов саммита.

Как бы то ни было, приток госинвестиций начался в 1996 году с принятием соответствующей ФЦП. Несмотря на это, с 1991-го население региона сократилось с 8 миллионов до почти 6 миллионов человек. Дефицит трудовых ресурсов превращается в препятствие экономического развития дальневосточных земель, что подтверждает опубликованный рейтинг социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, составленный экспертами рейтингового агентства «РИА-Рейтинг»:

«На распределение регионов по численности занятых большее влияние оказывает общая численность населения, которая в значительной степени обусловлена географическим фактором. В нижней части списка преимущественно расположены малонаселенные дальневосточные и северные субъекты РФ. Численность занятых в экономике менее 100 тысяч человек зафиксирована в Ненецком и Чукотском автономных округах, Еврейской автономной области, Республике Алтай и Магаданской области».

На совещании во Владивостоке на этот рейтинг выступающие ссылок не делали. Министры предлагали свои рецепты улучшения ситуации.

Глава Минтранса Максим Соколов убежден, что развитие Дальнего Востока и Байкальского региона зависит от эффективно действующей транспортной системы. Удельный вес транспортной составляющей в валовом региональном продукте Дальнего Востока составляет 11 процентов, а в среднем по России – около 7 процентов, причем в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области этот показатель превышает 14 процентов, а в Байкальском регионе – около 20 процентов.

Однако именно здесь находится 28 из 64 российских морских портов.

Министр перечислил главные задачи развития транспортной системы региона: завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети путем усиления Транссиба и БАМа, развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов и портов на Сахалине, восстановление материально-технической базы аэропортовой сети, в том числе инфраструктуры для региональных и межрегиональных авиаперевозок.

По оценке Соколова, в ближайшие годы объемы финансирования транспортной отрасли без учета железнодорожного транспорта должны достигнуть почти 900 миллиардов рублей. Что касается железнодорожного транспорта, то это вопрос отдельный. Министр заявил о необходимости ввести инвестиционную составляющую в тариф на грузовые железнодорожные перевозки. «В первую очередь сборы от данного вида – от инвестиционной составляющей – мы предлагаем направить на развитие транспортной инфраструктуры железных дорог на Дальнем Востоке, где привлечение частных капиталов проблематично из-за низкой окупаемости проектов», – пояснил он.

Глава правительства признал: издержки при реализации этих проектов высоки, «поэтому нам необходимы длинные деньги для развития транспортной инфраструктуры». Дмитрий Медведев предложил в условиях ограниченности бюджетных ресурсов и весьма серьезной глобальной финансовой напряженности проработать механизм хеджирования государством своих рисков и утвердить сетевой контракт государства с РЖД, который увяжет долгосрочную инвестиционную программу компании с тарифной политикой, гарантируя доходность капитала.

Железными дорогами дело не ограничилось. По инициативе Дмитрия Медведева госкомиссия рассмотрела программу возрождения региональной авиации. Министр транспорта Максим Соколов сообщил, что состояние местных региональных авиаперевозок в районах Дальнего Востока и Забайкалья в настоящее время «характеризуется как недостаточное» и также «требует дополнительных инвестиций».

По его словам, между многими областными городами, крупными административными центрами утрачено прямое авиационное сообщение. Большое количество населенных пунктов страны на Дальнем Востоке и в Забайкалье не имеют регулярной транспортной связи с местными административными центрами, поскольку здесь отсутствует круглогодичная альтернатива авиационному транспорту.

Для исправления ситуации были созданы федеральные казенные предприятия, куда переданы имущественные комплексы аэропортов местных воздушных линий – это сделано для сохранения и развития наземной аэропортовой инфраструктуры, сказал глава Минтранса. Но собственных средств федеральных казенных предприятий на реконструкцию аэропортов не хватает, отметил министр, предложив вводить меры по их достаточному финансовому обеспечению.

Дмитрий Медведев высказал встречное предложение – освободить от таможенных пошлин ввоз гражданских самолетов с количеством мест до 72. Но такую льготу он согласился вводить на ограниченный срок, до тех пор пока не будет налажен выпуск своих самолетов подобной вместимости.

Окончательное же решение по авиационным перевозкам премьер перенес на более поздний срок: Дмитрий Медведев объявил о своем желании провести по региональным перевозкам большое совещание.


6979