Дворянство и народ

Они соединились в музейной экспозиции

В мемориальном доме декабриста М.И. Муравьева-Апостола ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс» открылась выставка «За честь Отчизны», посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года – одного из самых значимых мероприятий Года российской истории.

По мнению авторитетных историков, отражение нашествия несметных полчищ Наполеона и заграничные освободительные походы русского воинства пробудили национальное самосознание и дворянства, и простого народа.

Драматические события 1825 года, закончившиеся выступлением декабристов на Сенатской площади Санкт-Петербурга, и 1812 год нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В музейной экспозиции (автор – заведующая историко-мемориальным музеем, член Союза российских писателей Альбина Болотова) произошло символическое соединение «лучших из дворян» и простых русских солдат, которые в одном строю стояли под пулями и картечью неприятеля. Неслучайно в центре ее рядом с портретами прославленных полководцев Кутузова и Барклая де Толли мы видим портрет Павла Яковлевича Толстогузова, солдата Тобольского пехотного полка, который в 17-летнем возрасте сражался с французами. Интересна судьба этого воина.

В 1912 году, когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины Отечественной войны, Николай велел отыскать оставшихся в живых участников тех легендарных событий. Во всей необъятной Тобольской губернии таковым оказался лишь один П.Я. Толстогузов, житель уездного города Ялуторовска. И было ему 117 лет. Почтенного старца стали готовить к отправке на торжества в столицу, прислали фотографа из Тобольска. Но старый солдат вскоре умер. То ли от волнения, то ли от возраста. А фотография хранится в фондах Тобольского архива. С этого документального снимка не самого лучшего качества и нарисовал живописный образ П.Я. Толстогузова ялуторовский художник Юрий Ермаков, добавив долю своего воображения, его же кисти принадлежат и обе копии портретов полководцев.

Характер народной войны хорошо передают колоритные предметы из фондов Ялуторовского музейного комплекса – гладкоствольное оружие, пика, вилы, штыки, пуговицы от мундира французского солдата 12-го линейного полка, сражавшегося в 1812 году под Смоленском. Здесь же представлены осколки ядра, шрапнель, найденные на месте батареи Раевского, земля, привезенная с Бородинского поля. Органично в этом ряду смотрятся фигурки солдат русских и французских полков, военачальников – скрупулезный, выверенный до мельчайших деталей труд преподавателя Тюменского госуниверситета Александра Мельникова в стиле исторической реконструкции.

Большую смысловую нагрузку несут реконструированные предметы: мундир прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка, знамя этого известного воинского соединения, изготовленные ялуторовскими мастерицами – костюмером киноконцертного зала «Юбилейный» Надеждой Иваницкой, руководителем театра мод «Людмила» Людмилой Хребтовой, преподавателем художественного отделения детской школы искусств Ольгой Цыбочкиной – в сотрудничестве с музейными работниками.

Из девяти декабристов, отбывавших ссылку в Ялуторовске в период с 1829 по 1856 гг., пятеро – участники Отечественной войны 1812 года. Доблестно сражались с Наполеоном прапорщики Семеновского полка М.И. Муравьев-Апостол и И.Д. Якушкин, главные фигуры ялуторовской колонии ссыльных. Дома, в которых они проживали в ссылке, стали основой первого в СССР музея Памяти декабристов.

105-4-2Впервые в доме-музее М.И. Муравьева-Апостола демонстрируется медно-кованый бюст И.Д. Якушкина работы известного тюменского скульптора Валентина Белова, который лишь один раз экспонировался на выставке «Земля Тюменская» в 1977 году. Это одна из скульптур замечательного мастера, хранящихся в музейном собрании ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс». Ждут своего часа портреты (в меди и гипсе) М.И. Муравьева-Апостола, его брата Сергея, казненного в числе пяти декабристов на кронверке Петропавловской крепости. В 1981 году В.М. Белов перебрался на жительство в Калугу. Последнее время жил в Туле. Народный художник России. Автор памятника Г.К. Жукову.

На презентации выставки присутствовала съемочная группа ГТРК «Регион-Тюмень» во главе с режиссером Юлией Шакурской, которая готовит фильм о событиях 1812 г. в рамках Года российской истории. Отснятый в мемориальном доме декабриста материал войдет в эту творческую работу и будет представлен массовому телезрителю.

 

Там чудеса, там леший бродит...

105-6-1Кира КАЛИНИНА /фото автора/

Вообще-то в “Лукоморье”, что раскинулось на втором этаже Тюменского музея изобразительных искусств, леший не бродит, а выглядывает из окна избушки на курьих ножках. Зато все остальное, как полагается: русалка на ветвях, кот ученый при цепи, Кощей над златом, Баба-яга со ступой, точнее, ступа с Бабою-ягой. И сам Александр Сергеевич, собравший в прологе к “Руслану и Людмиле” всю эту сказочную нечисть, стоит на почетном месте – в цилиндре, плаще и с пером в руках.

“Пушкин у нас показан в натуральную величину, – рассказывает экскурсовод Елена Пономарева. – Фигура сделана из воска и латекса, глазные протезы настоящие. Они были заказаны специально для этой выставки”.

Восковое “Лукоморье” приехало к нам из Санкт-Петербурга – два десятка персонажей самых знаменитых пушкинских сказок, а с ними команда экскурсоводов, которые останутся в Тюмени до конца работы выставки, то есть до 3 сентября.

Большинство фигур двигаются и говорят цитатами из сказок. Реплики царя Додона, Царевны Лебеди, старика со старухой из “Сказки о золотой рыбке” и других персонажей записаны петербургскими актерами, опять же специально для “Лукоморья”. Добрая сотня людей разных профессий трудилась над созданием выставки целых три года. На изготовление каждой фигуры уходило по два-три месяца. Мастера впаивали вручную каждый волосок, подбирали костюмы, работали над реалистичностью облика.

Механизмами и звуковой аппаратурой внутри фигур управляет компьютер, для которого написана специальная программа. Она включает сказки в нужной последовательности – вы гуляете по выставке, и то одна, то другая сценка вдруг оживает, персонажи шевелят руками, качают головами, переговариваются, и никто не перебивает друг друга.

“Лукоморье” придумали для того, чтобы напомнить детям, растущим на иноземных мультфильмах, русскую классическую литературную сказку. Впервые открывая выставку, устроители опасались, что юные посетители не узнают пушкинских героев, и с радостью обнаружили, что ошиблись. Ребята с интересом рассматривают поющую белочку из “Сказки о царе Салтане”, Бабу-ягу и Кощея, героев “Сказки о золотом петушке”, и не только рассматривают: им хочется знать, как устроены у фигур глаза, каковы на ощупь руки… Если из воска, поясняет Елена Пономарева, то совершенно естественные, человеческие. Если из латекса, то помягче. Но маленьким экскурсантам слов мало, им надо все попробовать “на зубок”.

Время от времени фигуры, пострадавшие от детского любопытства, отправляют на реставрацию. А ребятня выплескивает свежие впечатления на бумагу, и рядом с основной экспозицией появляется выставка рисунков.

“Пушкиниану” в красках, созданную малышами из Самары, Калуги, Казани, Екатеринбурга, обязательно продемонстрируют и у нас, а тюменским ребятишкам дадут возможность пополнить картинную галерею “Лукоморья” собственными шедеврами. В соседнем зале поставят столы для рисования, будут показывать мультфильмы по сказкам Пушкина. А для пущего вдохновения поместят еще и сцену из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”. Фигуры установят стационарные – они не двигаются и не говорят. В самом деле, зачем отвлекать юных художников от творчества? 


6819