Больше двадцати лет тюменский изобретатель Александр Филимонов посвятил созданию уникального воздушного транспорта, который соединил в себе лучшие качества самолета, вертолета, дирижабля и судна на воздушной подушке.
Крыло здесь смешанного типа, основная часть его – дискообразный центроплан, который служит резервуаром для легкого газа (гелия, водорода). В центре аппарата – подъемная система, грузовой отсек, по краям – кабина для пилотов и пассажиров, консоли крыла, хвостовое оперение. Внизу расположено комбинированное взлетно-посадочное устройство – колесно-лыжные опоры и шасси на воздушной подушке.
– Моему самолету аэродром не нужен. Он может садиться на любой площадке – на поле, озере, реке, болоте, в лесу, – рассказал кандидат технических наук Филимонов, ныне резидент Тюменского технопарка и руководитель предприятия «Тюменьэкотранс». В офисе технопарка и на производственной базе своей фирмы, в ангаре, изобретатель продолжает работу над новыми проектами (модификациями) уникального воздушного судна.
При встрече с Александром Иосифовичем поинтересовалась:
– Вы летчик?
– Нет.
– Работали или работаете в авиации?
– Никогда.
«Дорога в небо» для Филимонова начиналась на кафедре… подъемно-транспортных машин Тюменского индустриального института, где в 80-х годах прошлого века работал Александр Иосифович. Объяснил:
– Надо было решить проблему доставки тяжелого оборудования и многотонных блоков на Ямбург, где обустраивалось газоконденсатное месторождение. В ходе работы и родилась идея создания летательного гибридного аппарата. Потом Филимонов ушел из института и трудился над проектом уже один. Так родился воздушно-транспортный комплекс на базе безаэродромного самолета с аэростатической нагрузкой, который может «взять на борт» от 200 до 300 тонн груза. И даже больше, если ещё поработать. Изобретатель назвал его «БАРС» – это аббревиатура полного технического наименования. Звучит красиво и мужественно. Потом появился уменьшенный аналог «БАРСа» – нежная «Бэлла», представленная в технопарке. Это двухместный самолет с дополнительной грузоподъемностью в пятьдесят килограммов, который может пролететь без посадки до трехсот километров.
А первый летательный аппарат собрали ещё в девяностых. Как рассказал изобретатель, он успешно прошел испытания, но газовики и нефтяники им не воспользовались. Некая осторожность к новому или денег пожалели? Хотя самолет по своей сути очень экономичный, но чтобы он окупился, надо было построить не один летательный аппарат, а партию. Никто на это тогда не пошел. Позднее самолетом заинтересовалась Италия. Проявили интерес и местные власти – выделили субсидию на возмещение части затрат на создание опытного образца технологической инновации «Безаэродромный самолет «Бэлла» на пять мест».
– Сейчас самолет готов к серийному производству, однако для продолжения работ необходимы десятки миллионов рублей, – сообщил в феврале этого года Александр Филимонов.
По данным изобретателя, аппарат имеет высокие летно-технические характеристики, достигнутые на основе трубных, стендовых и летных испытаний. Лобовое сопротивление во время полета, как у обычного самолета. Обладает необходимой устойчивостью и управляемостью во всех режимах, а также преимуществом сверхукороченного разбега и пробега с возможностью вертикального взлета. Аэродром – любая ровная поверхность; если нет таковой, самолет может зависнуть в нескольких сантиметрах от земли, воды, ведь шасси у него на воздушной подушке. Дальность полетов – глобальная, лететь может без дозаправки. А самое главное – очень широкий спектр применения. Самолет может не только доставлять груз и пассажиров в труднодоступные районы, но и тушить лесные пожары, поливать поля, утилизировать попутный нефтяной газ (достаточно разместить на борту специальные установки). И в обслуживании прост: ему не нужен аэропорт, достаточно мобильного технологического блока-модуля. Находка для отрасли малой авиации!
Пока изобретение господина Филимонова (несмотря на то что он является резидентом Западно-Сибирского инновационного центра – Тюменского технопарка) встречало мощное административное и бюрократическое сопротивление в нашей стране, умные люди за рубежом не дремали. И вот результат. Первого июня этого года стало известно: Европейская комиссия выделяет российскому конструктору Александру Филимонову свыше 700 тысяч евро – «для проверки концепции грузового самолета безаэродромного базирования «Бэлла». Иностранцы быстро смекнули, что он не влечет за собой огромных издержек, ведь аэродром не требуется. Более того, руководитель одного из германских консалтинговых агентств подчеркнул: «Владелец самолета начинает экономить уже в тот момент, когда покупает «Бэллу». Как отметило ИА «ТЛ», экономическая целесообразность проекта заложена в условиях данного гранта, и «эту часть будут исследовать эксперты высшей квалификации».