Точного названия не знаем, но в целом направление мысли правильное
В этом году 12 июня мы в 20-й раз отмечали День России. В 1992 году праздник стал государственным и как бы заменил собой день 7 ноября, считавшийся до тех пор главным праздником Советского государства.
В Москве День России отметили грандиозным концертом на Красной площади, гигантским яблочным пирогом и демонстрацией. Всего же в этот день в столице прошло более 20 праздничных мероприятий, центральным из которых стал концерт «Россия молодая», который начался на Красной площади в 19.00. Для 30 тысяч зрителей пели звезды российской эстрады и популярные ансамбли. Красочное шоу длилось пять часов. После концерта в небе вспыхнули огни праздничного фейерверка.
Не обошлось в этот день и без политических акций. В согласованном с московскими властями «Марше миллионов» приняли участие, по данным полиции, 15 тысяч человек. Данные организаторов существенно разнятся: около 200 тысяч. Типичное объяснение: люди не шли плотными рядами, заходили в кафе и вообще – гуляли, попробуй, сосчитай.
Шествие началось в 13 часов от Страстного бульвара, прошло по Петровскому, Рождественскому бульварам, возле Тургеневской площади повернуло на проспект Сахарова, где на внутренней стороне Садового кольца состоялся митинг. Окончание всего мероприятия – 18.00.
Одним из ключевых событий акции стало принятие ее участниками программного «Манифеста свободной России». В частности, в документе говорится о создании Координационного совета из представителей различных политических сил и гражданского общества.
Акция оказалась мирной и не повторила жесткий сценарий предыдущего «Марша» 6 мая, сообщают РИА «Новости».
Однако протестное движение – отдельная тема. Вернемся к празднику.
Согласно статистике аналитического центра Юрия Левады, лишь 40 процентов россиян точно знают, какой праздник отмечается 12 июня; 36 процентов убеждены, что отмечают День независимости, в то время как правильно праздник называется День России.
5 процентов полагают, что 12 июня отмечают принятие Декларации о независимости России; 2 процента называли другие праздники. Еще 11 процентов затруднились ответить, почему день выходной; а 6 процентов этот праздник за праздник вообще не считают.
Но примерный смысл ясен большинству, отмечает ИТАР-ТАСС.
Дабы прояснить путаницу, кратко напомним ход событий.
Люди среднего и старшего поколений помнят, каким невероятным событием стала трансляция по тогда еще советскому телевидению заседаний первого съезда народных депутатов РСФСР. И как эта трансляция отличалась от трансляции со съезда народных депутатов СССР.
Граждане внимательнейшим образом слушали дебаты, с интересом рассматривая лица людей, управлявших их жизнью, но знакомых доселе лишь по групповым фотографиям на трибуне Мавзолея и упоминаниям фамилий в списках «групп товарищей» и «других официальных лиц». Даже беглого взгляда хватало, чтобы отличить один съезд от другого, одни лица от других.
Кульминацией Съезда народных депутатов РСФСР стало избрание Бориса Ельцина на пост председателя Президиума Верховного Совета РСФСР и принятие 12 июня 1990 года «Декларации о государственном суверенитете РСФСР».
Важнейшим пунктом этого документа стало признание верховенства законов РСФСР над общесоюзными. Тем самым именно тогда, 12 июня 1990 года, под фундамент СССР была заложена та бомба, которая разорвала великое государство на части.
Сухие строки прокола потрясают: сразу 907 народных депутатов, где были в том числе и профессиональные юристы (тот же Анатолий Собчак), проголосовали «за» и лишь 13 – «против». 9 депутатов воздержались тогда от голосования, 1 – не голосовал, а 128 – отсутствовали.
После подсчета голосов протокол фиксирует настроение зала: «Решение принято (Бурные продолжительные аплодисменты. Возгласы: «Ура! Ура!»)».
Михаил Горбачев, возглавлявший тогда общесоюзное государство, попытался было удержаться у власти, организовав в марте 1991 года референдум, в котором подавляющее большинство граждан СССР высказалось за сохранение Советского Союза. Но Горбачева (и, к сожалению, СССР) это уже не спасло – процесс сепаратизма, запущенный именно Верховным Советом РСФСР, было уже не остановить.
Так, симпатичные люди свершили преступное дело. Последствия трудно было представить. Те же, кто представлял, в глазах общества выглядели законченными ретроградами.
Однако официально праздничной датой 12 июня стало только с 1992 года, по постановлению Верховного Совета Российской Федерации, как День принятия декларации о государственном суверенитете России.
С этим длинным названием связано первое недоразумение. Из-за присутствия в нем слова «суверенитет» праздник долго и упорно называли «Днём независимости», хотя в официальных документах он никогда так не именовался.
Второе недоразумение связано с тем, что в тот же день, 12 июня, но уже 1991 года, прошли выборы президента России, на которых победил Борис Ельцин, что наводило на мысль: именно это эпохальное событие и было указано свыше отмечать.
12 июня 1998 года Б.Н. Ельцин в своем телевизионном обращении предложил переименовать праздник в День России. Выступление было связано с тем, что в народе к тому времени так и не поняли смысла нового праздника.
Россияне, по свидетельству социологов, проводивших опросы на данную тему, воспринимали 12 июня просто как очередной выходной. Выходной, бог весть откуда взявшийся, но в летнее время совсем не лишний. Прижившееся же определение «День независимости» хотя и нравилось, поскольку красиво звучало, но вызывало закономерные вопросы – от кого независимость-то?
Объяснение некоторых продвинутых общественных деятелей, что в этот день Россия стала свободной, обретя независимость от советского гнета, уже мало кого устраивало. Оглушенные беспределом 1990 годов, граждане слишком хорошо помнили СССР, в котором выросли, и не совсем понимали смысл подобного освобождения, выразившегося в распаде великой страны.
Бюрократическая машина без малого четыре года переваривала инициативу Бориса Ельцина, пока, наконец, в 2002 году праздник официально не обрел свое нынешнее название – День России. Официально название День России было присвоено с принятием нового Трудового кодекса 1 февраля 2002 года и так уже и осталось.
А вообще День независимости отмечается в очень многих странах мира, просвещает нас «Московский комсомолец». Правда, существенной деталью его названия является указание – «от Британии, Испании, Франции, Португалии, Германии...» Народы Африки, Латинской Америки, Азии празднуют освобождение от колониального гнета, возрождение или обретение своего национального самосознания. Иногда при этом путаются в вопросе, освобождение от чьего гнета стало самым значительным.
Например, в один день с россиянами – 12 июня – отмечают годовщину своей независимости филиппинцы. А до 1962 года они праздновали эту дату 4 июля, в один день с американцами, независимость от которых и провозгласили в 1946 году. После того как правительствам двух стран удалось прийти к соглашению о сотрудничестве, 4 июля стал Днем… американско-филиппинской дружбы. Тогда вспомнили, что 12 июня 1898 года Филиппины объявили себя свободными от испанского владычества, в борьбе с которым активно помогали те же американцы, впоследствии захватившие страну Семи тысяч островов.
В Европе тоже есть свои Дни независимости: Исландии – от Дании, Норвегии – от Швеции, Бельгии – от Нидерландов. Своеобразное понимание этого понятия показали швейцарцы. Они 600 лет отмечали 1 августа День Конфедерации – в 1291 году на лесной поляне у Фирвальдштетского озера представители трех кантонов подписали договор о «Вечном союзе», дав клятву общими силами защищаться от внешних врагов. И лишь в 1891 году решили, что День независимости звучит солиднее, и переименовали праздник. А выходным он стал и вовсе лишь в 1994 году.
Для тех, кто входил в объединенные государства, День независимости, как правило, связывается с выходом из их состава. Это относится и к словакам, и к югославам, и, конечно, к жителям бывших советских республик, которые торжественно отмечают день отделения от СССР. Исключением являются лишь прибалты, которые вместе с поляками ведут отсчет своей независимости с 1918 года – кстати, первыми эти события признало легитимными правительство Советской России.
Оригинальность на этом фоне проявили и белорусы: до 1995 года они отмечали освобождение от советского гнета 27 июля, когда в 1991 году приняли декларацию о суверенитете. Однако в 1996 году в ходе республиканского референдума было решено отмечать День независимости Республики Беларусь 3 июля – в годовщину освобождения Минска от гитлеровских войск в 1944 году. То есть фактически там отмечают победу Советской армии.
В некоторых странах День независимости отмечается дважды, например, в ЮАР. Причем если это и можно считать курьезом, то с определенной долей трагизма. Первый – 31 октября 1961 года – является торжеством белого населения, в этот день в стране провозгласили республику и объявили о выходе из британского Содружества наций.
До этого белые коренные жители ЮАР считали себя оккупированными британцами в результате знаменитой англо-бурской войны. Для темнокожих же этот день означал окончательное торжество законов апартхейда (в СССР этот режим называли апартеидом), то есть раздельного проживания людей различных рас, закрепляющего их неравенство.
Апартеид пал. 27 апреля 1994 года на выборах победил кандидат темнокожего большинства Нельсон Мандела, и эту дату стали отмечать как новый День независимости, иногда его также называют Днем свободы. Для белых же юаровцев этот день стал началом черного периода в жизни.
Историки и политологи отмечают, что с тех пор единственная высокоразвитая страна Черного континента и одно из богатейших государств мира идет по пути развала экономики и колоссального роста преступности. Самый высокий в мире процент носителей ВИЧ-инфекции и значительное сокращение среднего срока жизни – почти на 10 лет, как белого, так и темнокожего населения – такова плата за независимость, свободу и демократию.
Возвращаясь к нашему празднику, стоит заметить: одно дело – отмечать какую-то там «независимость» (непонятную, от кого и от чего), и совсем другое – День России. И потому в последние годы мы начинаем понемногу переваривать смысл нового праздника. Забывая одновременно, к нашему же благу, о непосредственном поводе, который дал ему жизнь.
Так, кстати, уже не раз случалось в жизни России, замечает «Комсомольская правда». Достаточно вспомнить, как Россия с годами переварила власть тех же большевиков, поначалу заливших реками крови ее просторы, как со временем приспособила советскую власть для своих интересов.
Так, похоже, происходит и с Днем России – молодое поколение, выходящее 12 июня на улицу с лозунгами и возгласами, воспевающими свою Отчизну, чествуют именно свою Родину, Россию, а не какое-то там «мудрое решение» властей, принявших в 1990 году «Декларацию о независимости».
Смысл и исторический повод – все же разные вещи. Лучше было бы, конечно, чтобы они были слиты воедино, но история сослагательного наклонения не признает.