Дмитрий Медведев взялся за реформирование партии
Под занавес недели в московском Манеже прошел XIII съезд «Единой России», на котором премьер Дмитрий Медведев в очередной раз повторил судьбу своего предшественника Владимира Путина, став на этот раз председателем партии.
Накануне, в пятницу, будущий лидер обкатывал свою программу реформирования «Единой России» на партийных дискуссионных площадках. Живьем подискутировать смогли участники только первой секции, модераторами которой выступили представители либеральной, социальной и патриотической платформ – Андрей Макаров, Андрей Исаев и Ирина Яровая.
Остальные две секции прослушали звуковую трансляцию выступления Медведева, а затем обсудили его предложения между собой. Дмитрий Медведев уделил этим секциям по десять минут.
«Идеи, коллеги, революционные, – объявил в начале своей речи Медведев. – Первое – это реальная выборность секретарей партийных организаций всех уровней.
Второе – новый порядок выдвижения партией кандидатур на руководящие должности в Государственной Думе и в региональных законодательных собраниях». «Предлагаю отныне выдвигать кандидатуру от нашей партии на пост председателя Государственной Думы на альтернативной основе, в результате открытого обсуждения на съезде программ кандидатов и по итогам тайного голосования делегатов съезда.Такая же процедура должна быть и по председателям региональных законодательных собраний, и, естественно, органов представительной власти муниципальных образований», – перечислял Медведев.
На альтернативной основе должны избираться лидеры депутатских объединений всех уровней, кандидаты на должности глав регионов и мэров.
Еще одно предложение было посвящено усилению роли первичных организаций. 20 процентов состава генсовета должно состоять из представителей низовых отделений, предлагал премьер.
Кроме того, он высказался за ротацию партийных органов ежегодно на 10 процентов, а общий срок полномочий для всех руководителей партии должен составить пять лет.
Саму внутрипартийную дискуссию журналистам толком ни увидеть, ни услышать не удалось: она проходила одновременно в трех помещениях. Трансляция шла в пресс-центр с трех мониторов одновременно, из-за чего звук странно накладывался на картинку: секретарь генсовета партии Сергей Неверов начинал говорить голосом депутата Госдумы Ирины Яровой, депутат Владимир Плигин – голосом вице-спикера Олега Морозова, а Яровая – голосом секретаря одной из местных ячеек в Сибири.
«Я еще четыре года назад предлагал разделить «Единую Россию» на четыре фракции, – делился в кулуарах министр культуры Владимир Мединский, который пришел сюда именно как делегат съезда. – У нас было четыре неформальных дискуссионных клуба, и они реально не помещались в офисе «Единой России». Я тогда письмо написал по этому поводу, всем разослал... Поддержал только Шувалов (вероятно, имелся в виду замглавы генсовета партии Юрий Шувалов, подсказывает «Коммерсант»).
Остальные, видимо, приняли это за попытку развалить партию изнутри.
«Эх, – вздохнул Владимир Мединский, – вы не представляете, как сейчас тяжело по утрам бывает, когда пресс-секретарь приносит публикации, в которых пишут, что новый министр культуры – русофоб, лжепатриот и даже еще хуже... Ведь это же совершенно не так!».
Кто-то из журналистов, заметил, что, следуя советам профессора Преображенского, лучшее средство избежать такого рода расстройств – «не читать по утрам советских газет». Точнее, газет качественного пула, видимо, другие министр не читает.
По словам члена генсовета ЕР Алексея Чеснакова, дискуссия все же возникла по двум вопросам.
«Мы говорим о создании в партии постоянно действующих идеологических платформ и внесении соответствующих изменений в устав. Такие платформы – либеральная, патриотическая и социальная – удобный инструмент для внутрипартийной дискуссии. Однако некоторые делегаты высказывались против этого, так как, по их мнению, постоянная дискуссия в партии не нужна».
«Второй вопрос, вокруг которого тоже возникли споры, – это выборность руководителей фракций «Единой России» в заксобраниях на альтернативной основе. Есть мнение, что такой подход может провоцировать раскол фракций», – пояснил Чеснаков.
Во второй день съезда, продолжает тему «Газета.ru», делегатам предстояло полностью переизбрать генсовет и заменить часть членов Высшего совета. Из него исключить отставленных губернаторов, а из генсовета убрать секретарей региональных отделений, отправленных в отставку за неудовлетворительный результат на выборах, и экс-депутатов Госдумы.
День начался с неожиданности. Многие удивлялись, что в зале нет главы высшего совета Бориса Грызлова. Именно он все последние годы вел заседания съезда. Мгновенно появилось множество конспирологических версий. Основная состояла в том, что «это, конечно, знак».
В Манеж приехали оба члена тандема – президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев.
В самом начале Путин представил делегатам кандидатуру Медведева в качестве нового председателя партии. Те восторженно зааплодировали и единогласно утвердили кандидата. «Подлинная демократия – это не количество партий, а их способность формулировать четкие цели, предлагать обществу реалистичную программу и нести за нее, за исполнение этой программы, политическую ответственность. Поддержку получит та политическая сила, чья повседневная деятельность служит решению задач, стоящих перед страной, а не партии-пустышки, которые используются для достижения и удовлетворения каких-то личных целей и амбиций», – говорил Путин.
Медведев, в свою очередь, призвал избавляться от «проходимцев» и коррупционеров, если таковые будут. В эпоху возросшей политической конкуренции партийцам надо «стать более креативными».
«Разработок на этот счет более чем достаточно, было бы желание их использовать… Социальные сети, в том числе профессиональные сообщества, должны стать площадкой для работы партии, причем не менее важной, чем то, что на молодежном сленге называется «офлайн», – увлеченно говорил Медведев.
За нового лидера партии Дмитрия Медведева голосовали открыто и безальтернативно, против и воздержавшихся не было.
После этого делегаты утвердили предложенные накануне поправки в устав: единый пятилетний срок полномочий для всех постоянно действующих органов партии, выборность секретарей региональных политсоветов и генсовета на альтернативной основе тайным голосованием, создание при центральных органах постоянно действующих платформ для внутрипартийных дискуссий.
Отражены в новой редакции устава и такие предложения Медведева, как ежегодная ротация постоянно действующих органов на 10 процентов, присутствие секретарей первичных и местных отделений в генсовете в количестве 20 процентов от его состава, а в политсовете регионального отделения – в количестве 30 процентов.
Кроме того, из устава убрано понятие института сопредседателей (ими в прошлом были Юрий Лужков, Сергей Шойгу и Минтимер Шаймиев, которые по разным причинам отошли от активной деятельности в этой структуре).
В Высший совет теперь могут входить и беспартийные, что немедленно было продемонстрировано на примере введенного в бюро этого органа Сергея Нарышкина, спикера Государственной Думы. Вместе с ним туда включена и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Сам Высший совет переизбран, причем его председателем вопреки прогнозам остался Борис Грызлов (самого Грызлова в зале никто не видел). В состав совета вошли министр регионального развития Олег Говорун, вице-премьер Александр Хлопонин, глава Чечни Рамзан Кадыров, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, губернатор Тюменской области Владимир Якушев некоторые другие главы субъектов России. А также саксофонист Игорь Бутман, руководитель департамента культуры правительства Москвы Сергей Капков, министр образования и науки Дмитрий Ливанов, глава Минкультуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Подмосковья Сергей Шойгу, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и ряд других чиновников и общественных деятелей (всего 91 человек; десять мест было зарезервировано).
Съезд закончился в четыре часа вечера. Основная часть делегатов направлялась к выходу, представители регионов охотно фотографировались на фоне трибуны, где недавно стояли Путин и Медведев.
Делегатам, избранным в генеральный совет партии (всего 170 человек, Тюменскую область в нем представляют Иван Квитка, Андрей Артюхов и Елена Торопыгина; в состав центральной контрольно-ревизионной комиссии вошел депутат Государственной Думы Эрнест Валеев), предстояло еще одно мероприятие: после основной части съезда они должны были избрать секретаря генсовета.
Согласно новому уставу, секретарь избирался на альтернативной основе.
Перед началом заседания генсовета журналисты в кулуарах гадали, найдутся ли желающие составить конкуренцию действовавшему секретарю Сергею Неверову. Вспоминали заявление заместителя Неверова Сергея Железняка, который утром в субботу пообещал, что кандидатов будет как минимум два – один молодой и один региональный.
Неверова на заседании выдвинули первым. Его кандидатуру предложила депутат Ольга Баталина, избранная в Госдуму по линии ОНФ. Неверова она характеризовала как целеустремленного человека, который умеет принимать взвешенные решения. «Я бываю часто в регионах, – сказала Баталина. – Я знаю, как хорошо к Сергею Ивановичу относятся рядовые члены партии».
Кроме Неверова, на пост секретаря предложили его зама Железняка. Выдвигавший его делегат объяснил предложение тем, что он считает необходимым выдвинуть его кандидатуру, «поскольку выборы альтернативные».
Третьим кандидатом на пост секретаря генсовета стал секретарь регионального политсовета Владимирской области Сергей Бородин. Предложение мотивировали тем, что Бородин работает в сложном регионе, где пост губернатора занимает оппозиционер.
«Ну, три нормально абсолютно – выбор есть точно», – сказал Медведев, который вел заседание генсовета.
Затем председательствующий поинтересовался, нет ли среди выдвинутых самоотводов. «Скромных нет?» – шутил Медведев.
Самоотводов не было. Таким образом, за пост секретаря генсовета боролись три Сергея. Действующий, молодой и региональный.
Распечатка бюллетеней и голосование по кандидатурам заняли не больше 20 минут. Все это время председатель общался с делегатами, предлагая внести инновации в партийную жизнь, например, сделать голосование на съездах электронным.
Кроме того, председатель намекал на возможную интригу: увидев лицо главы счетной комиссии, сказал, что «он, похоже, не знает, что ему теперь делать с полученным результатом».
Партийцы, как оказалось, сумели обойтись без сюрпризов и избрали нового старого секретаря Сергея Неверова. Он набрал 109 голосов, Железняк и Бородин получили 15 и 11 голосов соответственно.
После этого собравшиеся перешли к избранию президиума генсовета партии. Замсекретаря генсовета Андрей Исаев предложил обновить состав президиума наполовину, объяснив это тем, что в этом случае прежние члены президиума и «новички» смогут эффективно работать сообща.
Собравшиеся утвердили кандидатуры, предложенные Исаевым, продолжив знаменитые традиции партийной дисциплины «Единой России». В числе новых членов президиума оказались токарь Валерий Трапезников, депутаты Госдумы Владимир Плигин, Александр Хинштейн и Андрей Макаров, выходцы из «Молодой гвардии «Единой России» Алена Аршинова и Анна Богданова, политолог Алексей Чеснаков.
Кроме того, в президиум генсовета, как и в другие руководящие органы партии, взяли нескольких представителей первичных организаций партии. Как объяснил Исаев, партия ждет от них, что они «будут взвешивать решения с точки зрения людей, которые ходят по земле».