Владимир Путин поставил на замминистров
21 мая – в последний возможный по Конституции день после утверждения премьер-министра – Президент РФ Владимир Путин подписал указ о составе и структуре нового Правительства РФ. Кабинет обновился на три четверти.
Согласно указу президента, структура Правительства РФ останется трехуровневой: министерства–агентства–службы.
В структуре федеральных органов исполнительной власти будет 20 министерств, 34 федеральные службы и 25 федеральных агентств.
Представление состоялось в Кремле. Перед этим у Владимира Путина и Дмитрия Медведева была короткая встреча. Премьер два раза поблагодарил президента за то, что тот рассмотрел его предложения.
Президент подтвердил:
– Я встретился с каждым кандидатом, которого вы рекомендуете на соответствующие должности. Указы подписаны.
Таким образом, все формальности были соблюдены.
По словам экс-премьера России Михаила Касьянова, в кабинете Дмитрия Медведева оказались четыре близких ему человека – это Владислав Сурков, Александр Коновалов, Аркадий Дворкович и Михаил Абызов.
К тому моменту, когда президент и премьер вошли в зал, где сидели министры, многое уже стало ясно, отмечает «Коммерсант».
Четверть тех, кто остался от прошлого правительственного кабинета, просматривалась уверенно – они сидели ближе к началу стола: первый вице-премьер Игорь Шувалов, вице-премьеры Дмитрий Козак, Александр Хлопонин, министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Анатолий Сердюков...
Недоставало многих привычных лиц.
Владимир Путин перечислил состав кабинета. Обнаружились сюрпризы. Так, вице-премьер Владислав Сурков (насчет которого в последние дни говорили, что его назначение главой аппарата правительства дело – решенное) не был упомянут в этом качестве. Позже выяснилось: президент просто не сказал об этом.
Эксперты называют назначение Владислава Суркова главой аппарата правительства победой Дмитрия Медведева.
«Премьеры в РФ делятся по силе на тех, кто может отстоять своего человека на пост руководителя аппарата, и на тех, кто не может, – рассказывает политолог Алексей Макаркин. – К примеру, будучи премьерами, Михаил Фрадков и Виктор Зубков такой возможности не имели, и они были техническими премьерами. Сейчас Медведев демонстрирует, что он политический премьер».
Успехом Дмитрия Медведева политологи также считают назначение вице-премьером Аркадия Дворковича, который будет курировать в правительстве экономические вопросы.
«Дворкович получил очень широкие полномочия. Он будет заниматься и промышленностью, и энергетикой. Раньше этими вопросами занимались сразу несколько человек, и в частности Игорь Сечин», – поясняет Макаркин.
Основная неожиданность, встревожившая как культурное, так и медийное сообщество, – Министерство культуры в правительстве Дмитрия Медведева возглавит историк и писатель, член партии «Единая Россия» Владимир Мединский.
Мединский, которому в этом году исполнится 43 года, сменит дипломата и бывшего посла Александра Авдеева, который возглавлял Минкультуры с 2008 года – весь президентский срок Дмитрия Медведева.
Перед новым министром культуры стоят те же задачи, которые стояли бы перед любым человеком на его посту: поднятие престижа культуры в государстве в целом, установление правил игры во взаимодействии с культурными сообществами и культурных сообществ между собой.
«Интересно другое: с какими намерениями он назначен на этот пост?» – комментирует в «Газете.ru» новое назначение инициатор проекта «Культурный альянс», директор музея PERMM Марат Гельман. Он напомнил, что во время выборов в Госдуму Мединский, пиарщик по своей основной деятельности и сущности, был одним из «говорящих голов «Единой России». «И его нынешнее назначение говорит о том, что назначившие его люди начинают превращение Министерства культуры в министерство пропаганды».
Как говорится, очень бы не хотелось.
Отвечая на вопрос, удастся ли Мединскому добиться двукратного увеличения финансирования культуры, о котором регулярно говорил Авдеев, Гельман отметил, что Мединский не лоббист культурной отрасли, а исполнитель. Лоббистом пытался быть Авдеев – у него это получалось плохо. Последний, кто в этом преуспел, – Михаил Швыдкой, но с тех пор интересы культуры никто всерьез не лоббировал».
В остальном все казалось гладко.
Свои посты сохранили президентские ставленники: министр иностранных дел Сергей Лавров, глава Минобороны Анатолий Сердюков, руководитель Минфина Антон Силуанов.
Портфель Минэкономразвития получил Андрей Белоусов, которого политологи также называют ставленником Владимира Путина.
Они же отмечают, что в экономических министерствах «слишком много экспертов».
Министр финансов Антон Силуанов заслуженно сохранил свой пост, говорят эксперты. Он профессионал, «кроме того, он занимался вопросами межбюджетных отношений, региональных финансов».
«А сегодня это одна из самых горячих тем дня – выравнивание полномочий между всеми уровнями РФ, наполнение доходными источниками муниципальных бюджетов, – говорит советник Института современного развития Никита Масленников. – Его профессиональные задачи – они выдвигаются в повестку дня на одно из первых мест».
О главе МЭР Андрее Белоусове отзываются как о компетентном и готовом к министерской должности человеке. Предприниматели надеются, что он будет проводить активную промышленную политику.
Между тем директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов говорит, что за развитие экономики в РФ теперь будут отвечать пусть и высококвалифицированные, но – эксперты, а не практики. И Белоусов, и Дворкович – выходцы из экспертного сообщества.
«Мы получаем экспертную вертикаль в экономике. Как эксперт могу сказать, что это не очень хорошо, – говорит Орлов. – Я ожидал, что хотя бы один из людей, которые будут в экономическом блоке правительства, будут связаны с реальным административным или отраслевым управлением».
Другим блокам в этом плане повезло больше.
В новом кабинете министров, отмечают «Ведомости», есть протеже премьера, есть протеже президента и есть чиновники, которые не связаны ни с тем, ни с другим – они профессиональны и лояльны. Многие из них были заместителями министров – Вероника Скворцова, Максим Топилин, Денис Мантуров, Дмитрий Ливанов, Сергей Донской, Александр Новак.
В составе нового российского правительства не будет Министерства здравоохранения и социального развития: оно вновь разделено на два ведомства, главами которых назначены заместители экс-министра Татьяны Голиковой. Главой Минздрава стала Вероника Скворцова, а министром труда и социальной защиты – Максим Топилин.
«Наконец-то. Скворцова – профессионал и контактный человек. Для нас это очень важно», – заявил президент Национальной медицинской палаты, детский врач Леонид Рошаль.
Директор Всемирной федерации инсульта, член-корреспондент РАМН Вероника Скворцова работала замминистра здравоохранения и социального развития с июля 2008 года. Скворцова была инициатором включения в нацпроект «Здоровье» строительства сердечно-сосудистых центров в регионах, продвигала идею жесткой стандартизации лечения, а также обновления учебных программ для студентов-медиков и переподготовки при необходимости преподавателей медвузов.
По словам президента Лиги пациентов Александра Саверского, назначение Скворцовой – «довольно приятный сюрприз». «Скворцова наиболее приятная из многих управленцев. Она понимает исторические корни развития здравоохранения. Наиболее тонко переживает неправильные решения министерства касательно платной медицины. Скворцова проводила в министерстве «политику на жесткую стандартизацию лечения». Однако уже на этапе принятия закона о здравоохранении появились «размытые формулировки, не позволившие конкретизировать правильную идею».
«Единственное, что меня беспокоит: для того чтобы управлять губернаторами, представлять позицию министерства в правительстве, надо уметь стучать кулаком по столу, я никогда в такой роли Скворцову не видел», – говорит Саверский.
Другое характерное назначение в этом роде – глава Министерства природных ресурсов и экологии, бывший замминистра, генеральный директор ОАО «Росгеология» Сергей Донской. Эксперты отмечают: у него есть и знание дела, и нестандартное мышление, и менеджерская хватка.
От Донского ожидают прорыва в геологии.
Характерные высказывания.
«У современного государства как сейчас, так и в будущем, нет и не будет достаточных бюджетных средств, которые можно было бы направить в высокорискованные проекты геологоразведочных работ». Деньги можно найти.
***
«На сегодняшний день геологоразведочная деятельность является мало освоенной. Сейчас региональными работами занимается в основном государство, а компании ведут работы, связанные с доразведкой тех месторождений, которые находятся у них в собственности». Государство не должно занимать пассивную позицию.
***
«В России на новые крупные открытия мы можем рассчитывать либо в удаленных и труднодоступных районах, где нет инфраструктуры, либо на шельфе, где для добычи требуются новейшие технологии и дорогостоящее оборудование». А для этого отрасль должна быть собрана в слаженный механизм, но не на силовой основе, а на основе заинтересованности всех сторон и целесообразности.
***
«Для компаний в современной России геологоразведка более рискованная деятельность по сравнению с другими этапами ее операционной деятельности, она менее привлекательна с точки зрения долгосрочных инвестиций. Поэтому в перечне первоочередных проектов инвесторов геологоразведка уступает другим краткосрочным мероприятиям, особенно это проявляется в период ухудшения экономической конъюнктуры. Необходимо коренным образом менять ситуацию». Судя по программным выступлениям, министр знает, как это сделать.
***
«Блок, в который войдут дееспособные геологоразведочные организации, находящиеся в государственной собственности, будет функционировать в форме подведомственного правительству открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находится в собственности государства».
***
«Нужно установить возможность привлечения иностранных партнеров к изучению и освоению нефтяных месторождений с долей до 50 процентов».
***
«Отмена платы (за доступ и пользование государственной информацией о недрах) позволит обеспечить открытый допуск к геологической информации, что существенно повысит привлекательность для инвестиций геологического изучения российских недр, будет содействовать развитию отечественной геологической отрасли».
***
«Решение суда надо уважать. Это основа функционирования правового государства».
***
«Мы выступаем за то, чтобы лицензии могли получать не только «Газпром» и «Роснефть», но и другие государственные компании, у которых есть опыт работы на шельфе».
***
«Выход за рубеж мы приветствуем: деньги должны иметь свободу. Как только в стране вводятся ограничения, для инвесторов повышаются риски. То, что отечественные компании осваивают рынки других стран, дает положительный эффект. У них появляются и опыт, и возможность более гибко формировать сырьевую базу, плюс помогает подыскивать партнеров».
Высказывания более чем красноречивы. Источники: портал «Регионы России», РБК Daily, РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, журнал «Нефтесервис».
Политологи, опрошенные BFM.ru, указывают, что обе команды – администрации Кремля и правительства – будут работать довольно слаженно. Правда, слаженность будет гарантирована степенью влияния и характером взаимодействия между администрацией президента и правительством.