Экспонаты… за решеткой, или Тайны «ремесла окаянного»

«…Человеческое обращение может очеловечить даже такого, на котором давно уже потускнел образ божий… – писал, будучи в заточении, Фёдор Достоевский. – Я встречал добрых, благородных командиров. Арестанту любо, например, чтобы у начальника его были ордена, чтобы он был видный собой, в милости у какого-нибудь высокого начальника, чтобы он был и строг, и важен, и справедлив, и достоинство бы своё соблюдал…». Достоевский, пожалуй, первый из каторжан всмотрелся «изнутри» в бездны человеческого падения, и осознание этого для него было тяжелее кандалов.

Не исключено, что свои наблюдения классик русской литературы почерпнул, в том числе, находясь на «пересылке»… в Тюмени, через которую также прошли в разное время писатели Владимир Короленко, Николай Чернышевский, декабристы…

Словом, все заключенные, революционеры, каторжники, которые шли в Ялуторовск, Тобольск, Омск, должны были здесь останавливаться – с конца XVIII века именно через это здание проходили этапы, начинался печальный сибирский путь. Ничего не попишешь – их имена ассоциируются с нашим городом, с Сибирью исключительно в связи с их пребыванием здесь в качестве арестантов, как бы это ни было грустно осознавать.

И тем не менее тюменский тюремный острог, получивший впоследствии более «романтичное» наименование – тюремный замок, каторжная (пересыльная) тюрьма – не что иное, как история, которой вот уже 225 лет. Теперь это территория местного СИЗО-1, где помещение бывшей камеры переоборудовано под… музей истории первой тюменской тюрьмы, а заведует им подполковник внутренней службы Галина Легошина – она рассказывает посетителям много интересного…

Идея создать столь необычную экспозицию появилась лет десять назад, когда предметы каторжан впервые были обнаружены при ремонтных работах в этом самом СИЗО-1. Начальник следственного изолятора №1 предложил собрать находки и создать музей тюремного замка. Идею поддержали: нашлись единомышленники – одни помогали искать фактический материал, другие оказывали финансовую помощь для создания такого зала. Здесь теперь хранятся уникальные экспонаты, найденные на чердаке старинного замка: головные уборы надзирателей и заключенных, фрагменты их одежды, обувь позапрошлого века, кандалы, бирки, наручники и колодки, всевозможные справки царских времен, пожелтевшие от давности письменные прошения осужденных о «свиданках», датированные 1850-м, 1865 годами, перечень наказаний «за нарушения режима содержания»… Что касается этих документальных свидетельств, то, к примеру, некоему Константинову пришлось отбывать 15 суток «шизо» за изготовление ночника, столько же получил гражданин Сишильетов (за нарушение формы одежды), а заключенному Студило дали десять суток за курение в строю… Есть у этой тюрьмы и свои душераздирающие истории, рассказы о пребывании в этих стенах именитых заключенных, трогательные поделки, выполненные руками невольников. Есть и «крылатые» выражения попавших за решетку юмористов-оптимистов, адресованные работникам исправительного учреждения: «Я отсижу три года и выйду на свободу, а тебе еще лет двадцать здесь молотить».

Это одно из первых кирпично-каменных строений города, которое могли созерцать все проезжающие в Сибирь-матушку по Московскому тракту, являлось Тюменским тюремным замком, построенным по указу государыни Екатерины II от 16 апреля 1786 года о рабочих домах для преступников во всех губерниях России – нашего края он касался в первую очередь. Высочайший рескрипт стал отправной точкой формирования пенитенциарной системы в здешних местах. Изначально это были специальные остроги – для содержания колодников. Таковые были выстроены не только в Тюмени, но и в Тобольске, Березове, Бийске, Ишиме… Затем наступил черёд создания этапных тюрем и преобразования острогов в тюремные замки. Романтику, как мы видим, нашли даже в названии «исправительного учреждения» – замок, ни больше и ни меньше. Видимо, народ по обе стороны тюремной камеры подбирался неунывающий и буквально воплощал в жизнь известное высказывание Петра I: «…Тюрьма – есть ремесло окаянное, а для скорбного дела потребны люди твердые, добрые и веселые…». Однако, по воспоминаниям современников, «замок», исходя из его назначения, был самым страшным уделом тех, кто туда попадал.

Согласно исторической справке, это место было самое оживленное в Тюмени. Видимо, с учетом того, что напротив замка, на другой стороне тракта, была построена также пересыльная тюрьма. Вот и получились оригинальные и, как считают некоторые историки, весьма символические ворота при въезде в Сибирь…

Материал подготовлен при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.


6508