Не сокращение сроков, а полный запрет

В прошлом году весенняя охота на водоплавающую дичь длилась целых 11 дней – огромный срок, в течение которого прилетевшая на гнездование птица не могла найти себе спасения. Тут уж не до вывода потомства, что не могло не сказаться на сокращении численности. В этом году постановлением губернатора сезон отстрела был сокращён сначала до пяти дней, а затем даже до двух. Мера, на мой взгляд, вполне оправданная. Вызывает только недоумение, что второе решение было принято в самый последний момент (не все СМИ успели дать поправки к первоначальным сообщениям о сроках). Ведь обстоятельства, которыми продиктовано изменение, – главным образом, высокая пожарная опасность, – не были неожиданными.

Приветствуя сокращение сроков, я вижу для этого иное основание – заботу о состоянии пернатой дичи, численность которой катастрофически падает. Большой урон ей был нанесён, на мой взгляд, в ходе борьбы с птичьим гриппом, когда для отстрела уток на озерах в целях профилактики создавались специальные бригады.

Ежегодную дань с птичьего поголовья собирают сельскохозяйственные палы, хищники и вороны. А вред от весенней охоты заключается не столько в отстреле, сколько в факторе беспокойства. Так что, чем короче сезон, тем благоприятнее для птицы. А ещё лучше – полный запрет на весеннюю охоту, но об этом чуть позже. Сначала о других мерах по восстановлению численности пернатых.

Они известны. В первую очередь – это борьба с пожарами, от которых гибнет всё живое. Ужесточение наказания «поджигателей», воспитательная работа – всё это нужно, и делается. Но должного эффекта пока не даёт. Минерализованные противопожарные полосы проделаны не везде, к тому же нередко огонь легко их преодолевает. Может, добавить к этому такой, на мой взгляд, действенный приём, как предупредительные палы. Они пускаются, когда земля ещё не успела оттаять, и огню поддаются отдельные островки и полоски, которые в пожароопасный период и станут барьером на пути «красного петуха».

Свою дань с пернатых собирают и хищные звери – вездесущая лисица да прожорливый енот. Этих бы надо разрешить охотникам отстреливать при всяком законном нахождении в угодьях, а вместо этого на них надо приобретать путёвку, соблюдать лимит добычи. Забыт и организованный отстрел злейшего утиного врага – серой вороны. (Недавно сделал для себя открытие: в знакомых угодьях, где раньше было полно вороньих гнёзд, нынче ни одного. Почему? Просто здесь не стало уток, и серая хищница переселилась в другие места, где есть чем кормиться, в том числе и на территорию окрестных сёл, где находит себе пищу в мусорных баках и свалках).

Понимаю, насколько болезнен для многих (для меня – тоже) вопрос о запрете весенней охоты. Но убеждён: шаг этот так же необходим, как и другие перечисленные мной меры. Давайте встречать пернатых, долетевших до нас из далёких краёв обессиленными и исхудавшими, не свинцом, а прореживанием хищников, строительством искусственных гнёзд и тишиной без треска пожарищ.


6485