Экспертное сообщество анализирует программные указы
На прошлой неделе состоялось официальное вступление в должность Президента РФ Владимира Путина, который впервые избирался не на четыре, а на шесть лет.
Напомним историю. В 1991 году срок полномочий первого президента (тогда еще РСФСР) составлял пять лет, в новой Конституции, принятой в 1993 году, он был сокращен до четырех.
«Мы ему ужимали срок без его участия, но он к этому относился хорошо, без каких-либо слов против, – рассказывает Сергей Филатов, глава администрации президента с 1993 по 1996 год.
– Ельцин, во-первых, уважал американские принципы, а в США президент избирается на четыре года. Во-вторых, понимал, что устал. Позднее он даже не хотел идти на второй срок. Кому-то кажется, что чем дольше он управляет, тем стабильнее управление. На самом деле сменяемость дает новые ожидания в обществе, а именно с ними приходит общественно-политическая стабильность», – поясняет эксперт.
Изменения в Конституцию, увеличившие срок полномочий главы государства были внесены по инициативе Дмитрия Медведева в первый же год его президентства, в 2008 году.
Эксперты расходятся во мнении, чего больше в новой системе – преимуществ или недостатков. Политолог Леонид Поляков считает, что «увеличение срока дает возможность президенту осуществить всю свою программу». Четырех лет, по его мнению, явно мало. «Шесть лет – это как раз то время, за которое он просто обязан реализовать то, что обещает».
Преимуществ теперь больше, поддерживает данную точку зрения сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин. По его мнению, шесть лет – это минимум, который необходим президенту для поиска новых источников экономического развития и перестройки политической системы.
Заведующая Лабораторией политических исследований Высшей школы экономики Валерия Касамара, напротив, полагает, что «четыре года для России – более оптимальный вариант». «С одной стороны, это очень сжатый срок, и можно сказать, что не хватает времени реализовать задуманное. С другой стороны, это как раз тот оптимальный срок, который не позволяет расслабляться и позволяет добиваться быстрого результата».
Кроме того, сам институт президентских выборов, по ее мнению, важен для развития демократии в стране. Они должны проходить по принципу чаще, а не реже. «Подтверждать свою конкурентоспособность и свою, скажем так, профпригодность – для руководителя государства вещь необходимая».
Предстоящая шестилетка не будет спокойной, прогнозирует на страницах «Московских новостей» президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский. По его мнению, это время «будет распадаться на две-три эпохи, между которыми будут лежать достаточно глубокие кризисы, из которых надо будет с колоссальным напряжением сил президенту выходить».
Чтобы быть легитимной на протяжении целых шести лет, от власти потребуются дополнительные усилия. «Не закручивать гайки, а вести себя максимально корректно по отношению к оппозиции и не мешать взращиванию институтов гражданского общества», – поясняет Валерия Касамара.
«Чтобы остаться легитимной, власти нужно восстановить отношения со средним классом, найти форму компромисса и союзнических отношений с этим слоем», – считает генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин.
В частности, по его мнению, нужно обеспечить чистоту выборов и помочь (например, экс-главе Минфина Алексею Кудрину) в создании партии, представляющей интересы среднего класса. «Перестать делать ставку на церковь, советскую стилистику, как это было на профсоюзном шествии 1 мая, а попытаться открыть политическую арену», – полагает Бунин.
Теперь перед вами весь политический спектр.
Спектр экономический куда более разнообразен. Часть экспертного сообщества, проанализировав поставленные Владимиром Путиным задачи, считает, что «их выполнение практически невозможно». Другая часть полагает: возможно, но реализация планов президента требует кардинальных изменений системы производства и взаимоотношений власти и бизнеса.
Вступив в должность 7 мая, Владимир Путин сразу подписал 11 указов, фиксирующих цели и приоритеты его нового президентского срока. Во многом они повторяют те обещания, которые Путин дал в предвыборных статьях, но содержат сроки реализации.
Приоритетом первого срока второго президентства Путина остается социальная политика. К 2018 году планируется увеличить ожидаемую продолжительность жизни с нынешних 69 до 74 лет, реальную заработную плату – в 1,4-1,5 раза. Исполнение обещанного обойдется бюджету 1,5 процента ВВП дополнительных расходов ежегодно, говорил Путин. По оценке Минфина, заявленное потянет на 2 процента ВВП. Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка прикинул, «скока это будет в граммах» – 5,1 триллиона рублей за 2012-2018 годы.
Уже в 2012 году средняя зарплата учителей вырастет до средней зарплаты в их регионе, а оклады преподавателей вузов и врачей через шесть лет превысят этот показатель вдвое. Только эти две меры обойдутся бюджету в 3,5 триллиона рублей, подсчитали в ЦМИ.
У достигших пенсионного возраста (о его повышении в указах не говорится), но не вышедших на пенсию сразу, а оставшихся работать –пенсия должна быть выше, распорядился Путин. Это скрытое повышение пенсионного возраста, замечает на страницах «Ведомостей» ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. Не скрытое, а добровольное, поправляет его Владимир Назаров из Института Гайдара: «Это одна из мер борьбы с дефицитом пенсионной системы, но, чтобы она была успешной, гражданам нужны стимулы оставаться работать – например, увеличение пенсии в 2 раза, если по достижении пенсионного возраста работаешь еще пять лет».
Если кого-то интересует мое скромное мнение, то 60 лет, к примеру, водителя грузовика и руководителя направления в преуспевающей современной фирме – вещи несопоставимые. Первый бьется в своей безнадеге, мечтая «как-нибудь дотянуть до пенсии». А на втором – «еще можно воду возить». Существуют медицинские тесты, которые отличают биологический возраст и календарный, разница между ними – порядка пятнадцати-двадцати лет. Владимир Путин – наглядное тому подтверждение.
К 2018 г. население должно иметь возможность улучшать жилищные условия не реже одного раза в 15 лет, требует Путин. Для этого ставка по ипотеке не должна превышать инфляцию более чем на 2,2 процентного пункта, а стоимость 1 квадратного метра жилья должна сократиться на 20 процентов благодаря большему объему строительства жилья экономкласса, говорится в указах. Неиспользуемые ведомствами земельные участки будут изыматься в фонд развития жилищного строительства и предоставляться девелоперам бесплатно под строительство экономичного жилья – с ограничением цены продажи.
В апреле средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам составила 12,1 процента, следует из ста-тистики ЦБ. Годовая инфляция (апрель 2012 года к апрелю 2011 года) была всего 3,6 процента, и, исходя из формулы Путина, банки не должны были кредитовать дороже 5,8 процента годовых.
По стоимости фондирования сейчас требуемую ставку может обеспечить только Сбербанк, замечает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. Согласно прогнозу до 2014 года, правительство хочет сдерживать инфляцию на уровне 4-6 процентов, таким образом, максимальная ставка по ипотеке должна быть около 8 процентов. Чтобы ее обеспечить, необходимо создать полноценный рынок длинных денег. «Такой рынок может быть сформирован за счет неработающих пенсионных денег», – считает эксперт.
Крупные госбанки могут выпустить ипотечные облигации на 5-10 лет, тогда ставка дойдет до 9-10 процентов, полагает руководитель блока продаж «Юниаструм банка» Егор Шкерин.
Доступная ипотека без увеличения объемов строительства приведет к повышению цен на жилье. «Если мы сегодня строим 50-60 миллионов квадратных метров в год, то, чтобы снизить стоимость жилья на 20 процентов, надо строить на 20-30 процентов больше, а с учетом более доступной ипотеки поднять объемы строительства нужно будет вдвое, то есть до 100-120 миллионов квадратных метров в год».
Правда, для этого нужны инфраструктурно подготовленные участки и готовность регионов и муниципалитетов строить социальную инфраструктуру, а далеко не у всех такая возможность есть.
К 2014 году 70 процентов граждан должны получать госуслуги через Интернет, а время ожидания в очереди при живом обращении не будет превышать 15 минут, обещает еще один указ Путина.
В экономике Владимир Путин планирует к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, доля наукоемких отраслей в ВВП вырастет в 1,3 раза (сейчас – 11,6 процента). К 2018 году производительность труда должна увеличиться по сравнению с 2011 г. в 1,5 раза. К 2020 году не менее пяти российских университетов войдут в первую сотню ведущих мировых университетов. В рейтинге Doing Business Россия к 2018 году поднимется на 20-е место с нынешнего 120-го.
Начиная с 2003 года, напоминает «Коммерсант», Всемирный банк ежегодно публикует мировой рейтинг благоприятных условий ведения бизнеса. Объединенные Арабские Эмираты и Хорватия за последние несколько лет поднялись на 44 позиции и занимают в рейтинге Всемирного банка 33 и 80 место соответственно. Египет в 2011 году взлетел практически с конца списка на 94 место из 183 возможных, перегнав Бразилию, Грецию и Индию. Белоруссия поднялась на 60 пунктов и разместилась на 69 месте. Македония совершила прорыв на 70 позиций и заняла 22 строчку рейтинга.
Россия в прошлом году занимала 123 строчку в рейтинге наиболее благоприятных условий для бизнеса. За год удалось преодолеть только три пункта. Наиболее же стремительный взлет показала восточноафриканская страна Руанда, она за шесть лет смогла подняться на 113 позиций и занимает сейчас 45 место в рейтинге. С 2007 года Руанда поднималась в рейтинге в среднем на десять позиций ежегодно, то есть демонстрировала примерно ту скорость, которую намечает президент.