Отзвучал III Открытый городской конкурс исполнителей на гитаре “Весенний аккорд”. В течение трех дней на сцене тюменской школы искусств “Гармония” демонстрировали свое мастерство юные и взрослые гитаристы из 17 городов – от Новосибирска и Екатеринбурга до Москвы и Ульяновска.
В нынешнем “Весеннем аккорде” смешалось все: конкурсы, номинации, выступления начинающих и мэтров. Если два года назад соревновались сольные исполнители на классической гитаре, в прошлом году – ансамбли, то на сей раз в Тюмени собрались и те, и другие, да еще и эстрадная гитара добавилась.
Мало того, к школьникам присоединились студенты средних и высших учебных заведений, а помимо участников из близлежащих областей, которые ездят к нам с самого начала, к “Весеннему аккорду” примкнули гитаристы с нового кочующего фестиваля “Музыкальный транзит”. Члены жюри тоже перебрались из Шадринска в Тюмень. Словом, все очень запутано, но в результате получился настоящий праздник гитарного искусства – многогранного, удивительного, проникновенного.
Шадринцы выбрали для своего конкурса очень точное название. Сегодня, оказывается, Россия переживает не то что гитарный ренессанс – настоящий гитарный бум. Открываются студии, проходят концерты, а энтузиасты-педагоги затевают гитарные конкурсы – независимые от общих конкурсов для исполнителей на народных инструментах и полностью учитывающие специфику обучения гитаристов.
“Тут все определяет личность, – убежден председатель жюри “Весеннего аккорда” Александр Виницкий. – В Шадринске – это Станислав Савельев. В Тюмени – Наталья Чубка, преподаватель по классу гитары школы искусств “Гармония”. Это люди, которые являются эпицентром. А мы, друзья, коллеги, единомышленники, просто резонируем, откликаемся, потому что нас связывает общая идея”.
Идея эта проста: гитаристы всея Руси (а там, глядишь, и всех стран), объединяйтесь.
“Нам говорят, – подхватывает Наталья Чубка, – вы, гитаристы, какие-то особенные, у вас свой мир, вы всегда вместе, друг друга поддерживаете. Я в этом году плечо сломала, а конкурс все равно состоялся, потому что помогли и наши ребята, и друзья из других городов”.
В том, что гитаристы живут в своем мире, поварившись среди них часок-другой, убеждаешься сполна: они сыплют именами, фактами биографий, названиями стилей, обсуждают гитарные школы, наставников и учеников, хрустальный звук у девушек из Новосибирска, энциклопедические знания и импровизаторские таланты членов жюри… С Виталием Харисовым, к примеру, невозможно спорить, он – ходячая энциклопедия. А Данис Щербаков перед концертом разыгрывался с кем-то из коллег, и звучали инструменты, как разговор на два голоса. Или тот же Виницкий подсел к пианисту, и они долго-долго о чем-то беседовали на своем музыкальном языке…
Виницкий в гитарном мире – личность легендарная: выпускник технического вуза, он окончил училище имени Гнесиных, преподавал там долгие годы, был аккомпаниатором Елены Камбуровой, сейчас увлечен джазом, точнее, музыкой на стыке стилей – без определения, дает концерты по России и миру, сочиняет для взрослых и детей, участвует в жюри заграничных гитарных конкурсов, с удовольствием делится с коллегами своими педагогическими наработками, по его методике ведутся занятия в двух музыкальных школах – у нас и в Литве. Главная задача, уверен он, состоит не в том, чтобы растить профессионалов, способных покорить вершины исполнительского мастерства (до вершин этих доходят немногие), куда важнее увлечь музыкой как можно больше детей, научить их ценить прекрасное и высокое… Да, Виницкий из тех идеалистов, которые верят, что искусство может сделать человека лучше, и он знает примеры, когда это и впрямь удавалось. Учиться к нему приходили ребята с улицы, из хулиганских компаний, где наркотики были в порядке вещей: “Сейчас они добропорядочные семьянины, преподают классическую гитару, и страшно вспомнить, что было”.
Гитара, пожалуй, и, правда, особенный инструмент. Потому что универсальный: она и в подворотне звучит, и у костра, и в домашнем кругу, и на эстраде, и на филармонической сцене. Гитара – это и Бах, и Вило-Лобос, и фламенко, и босанова, и фингерстайл, и рок, и бардовская песня. Это друг и душа компании. И потому к ней тянется так много одаренных детей.
Жюри особенно восхищалось девочками и мальчиками, которые “уже в раннем возрасте проявляют незаурядные способности к музыке”. Их награждали щедрее, чем взрослых конкурсантов, по сути, уже профессионалов. В трех старших возрастных группах (сольное исполнение на классической гитаре) даже не присудили первую премию, хотя педагоги настаивали: ребята подобрались замечательные. Вторые премии получили тюменцы: Ксения Бобкова из школы “Этюд”, Александр Ожиганов из колледжа искусств, Иван Беседа из ТюмГУ. Среди школьников до 13 лет первыми стали Алина Бабушкина из “Этюда” и Алексей Гурьев из Шадринска. Во владении эстрадной гитарой лучше всех показали себя Сергей Пустуев из тюменского Центра гитарного искусства Антона Дерябина и Максим Медведев из казанского музыкального колледжа. Среди ансамблей блеснули школы “Этюд”, “Палитра” и юные гитаристы из Шадринска.
В некоторых группах победителей оказалось больше запланированного. Пришлось просить постоянного спонсора конкурса – магазин “Музыкальный арсенал” – предоставить дополнительные призы. Также организаторы “Весеннего аккорда” благодарны за поддержку Центру развития гитары “Романтик-саунд”, аптечной сети “Калинка”, Центру гитарного искусства Антона Дерябина и Международному инвестиционному холдингу “Диптон”.