Вуща вэла, «Вургна хатл!», или здравствуй, «Вороний день»!

Так по-хантыйски звучит приветствие по случаю этого традиционного весеннего национального праздника коренных малочисленных народов Севера. Их представители, проживающие на юге области, отметили его 22 апреля на базе археологического музея-заповедника на берегу озера Андреевского в окрестностях Тюмени. Обширная программа торжества включала мастер-классы по народным промыслам, спортивные состязания «Северное многоборье», выставки, театрализованное представление, концертную программу с участием фольклорных групп, угощение яствами национальной кухни.

…Чум возвышал к небу свой конус. А организаторы праздника ещё раз напомнили: здесь на священной земле – на берегу Андреевского озера – когда-то жили ханты и манси.

Снова, как встарь, был разведён ритуальный костер, а люди в ярких нарядах радовались, пели и плясали, на их лицах расцветали улыбки, в душах ликовала весна. «Если устроили пир – позовите бога и своих духов!», – ритуальный клич сменялся обрядом дымоокуривания, призванным очистить наши мысли и души, после чего шаман попросил духов-помощников, духов -покровителей принести всем нам удачу и счастье. «Чтобы дальняя дорога наша была короткой, а узкая – широкой!» – так звучало очередное пожелание.

Прилет вороны, согласно традициям и преданиям коренных народов Севера, символизирует наступление весны, пробуждение природы и возрождение жизни. Есть в этой традиции интересная примета: если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным. «Мать-Ворона» – так нередко называют ханты и манси пернатую виновницу торжества, символизирующую мифологическую небесную деву, покровительницу женщин, семейного счастья и благополучия. Ей в «её» день молятся о рождении детей. На деревьях в качестве дара духам развешивали сушки, символизирующие солнце. 070-3-3Каждый мог загадать желание и завязать ленточку на ветке березы. Участники торжества провели обряд бескровного жертвоприношения духам – на праздничный стол выставили блюдо с любимым лакомством – строганиной.

– Вороний день несет на Север благую весть, весну, тепло и солнце, – говорила Любовь Собянина, начальник отдела коренных малочисленных народов областного Дворца национальных культур «Строитель». – В старые времена празднично одетые люди собирались в домах, ходили друг к другу в гости и готовили много еды из мяса. Ивдельские манси, к примеру, обязательно варили «саламат» – густую кашу из крупы с водой. Ели ее и на торжестве по случаю рождения ребенка. Пища, приготовленная из отдельных зерен, означала ростки новой жизни. Непременным элементом праздника были традиционные мансий-ские танцы. Мужчины и женщины исполняли их под аккомпанемент струнного музыкального инструмента – саигвильтата. Народная хореография имитировала весеннее поведение птицы. Танцы имели и магическую функцию, исполнители как бы подчеркивали близость вороны к мифологической героине Сянь Калташь – прародительнице, определявшей судьбы людей, отмечавшей их жизненный путь на священных бирках, помогавшей женщине при родах.

По представлениям северных хантов, «ворона – чистая птица». Поэтому на священных местах ханты, живущие на реке Сыня, готовили пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки, специально изготовленные куколки. А вообще у весенних праздников хантов и манси много схожего: в них подчеркивается особая роль женщин и детей, обязательны птичьи атрибуты, а украшенное дерево является своеобразным центром праздника, местом жертвоприношения… Смысл ритуалов один: стремление к благополучию семьи, в первую очередь к рождению детей. В некоторых районах, например, на реке Конде, нет вороньих праздников, но понятие об этой птице и там связано с заботой о воспроизводстве жизни, здоровье и благополучии народа.

070-3-2У восточных башкир весенний обряд «Воронья каша» означал встречу Нового года. Девушки и молодые женщины украшали деревья лоскутками разноцветных тканей, монетами, бусами, платками, а потом ходили вокруг дерева, произнося пожелания: «Пусть пищи хватит каждой паре!», «Пусть хватит пищи и людям, и птицам!». Башкиры иногда заставляли залезать детей на деревья, есть ритуальную кашу и кричать сверху, подражая голосу и повадкам птиц. Хотя в настоящее время прямых контактов между башкирами и обскими уграми нет, характерные особенности их весенних женских праздников могут свидетельствовать о далеких связях их предков. Вороний праздник был также в традициях селькупов, салымских, васюганских-ваховских, александровских и среднеобских хантов, чулымских тюрков, барабинских татар, эвенков, коми, удмуртов.


6265