Былое и Дума

Владимир Путин отчитался перед депутатами

На прошлой неделе Владимир Путин выступил перед депутатами Госдумы с последним отчетом в качестве главы правительства. В выступлении уходящего премьера и нового президента всячески подчеркивалось, что приходящему председателю правительства предстоит делать всё то же, что делал он сам. Корректировки курса, конечно, возможны, их можно и нужно обсуждать, но только в рамках проводимой политики.

Глава кабинета опоздал минут на пятнадцать. Единороссы приветствовали премьера бурными аплодисментами. В оппозиции случился раскол: депутаты КПРФ и ЛДПР встали, а фракция «Справедливой России» осталась сидеть, не аплодируя.

«Конечно, чувствуются в стране отзвуки обостренных эмоций. Но логика зрелой демократии состоит в том, что выборы завершаются, и после них всегда начинается более важный период работы. Надо смотреть в будущее», – спокойно отреагировал на столь разное восприятие Путин.

В своем отчете премьер делал акцент на то, как эффективно Россия справилась с глобальным экономическим кризисом, и постоянно сравнивал различные показатели экономики с другими странами, показывая, что по некоторым показателям она опережает Европу или даже Китай. Слова «в других странах» звучали в ходе отчета постоянно.

Премьер подчеркнул, что страна «в полном объеме преодолела последствия спада 2008-го, 2009-го и отчасти даже 2010 годов» и «сегодня у нас самые высокие темпы роста экономики среди государств «восьмерки» и один из самых высоких среди крупнейших экономик мира».

«Напомню для сравнения: рост экономики США составил 1,7 процента, в еврозоне – 1,5, в Индии – 7,4, в Китае – 9,2, в России – 4,3. Это третий показатель в мире среди крупных экономик», – отметил премьер.

В кризис «мы сознательно отказались от психологии выживания, вы-брали путь развития», – вызвал новые аплодисменты Путин. За эти годы появилось свыше двух тысяч новых заводов, воспрял автопром. Кризис мобилизовал экономику. «Мы стали сильнее, чем были раньше».

По словам Владимира Путина, рост отмечается буквально во всем. Так, в 2011 году уровень инвестиций в основной капитал достиг рекордной величины – 10,8 триллиона рублей. За четырехлетку у нас произошло удвоение объема инвестиций, с 17,9 триллиона рублей в период с 2004-го по 2007 год до 36,7 триллиона с 2008-го по 2011-й.

Прибыль российских предприятий в 2011 году выросла почти на 16 процентов, а налоговые поступления в консолидированный бюджет страны – на 27 процентов.

Благосостояние населения заметно возросло. Увеличилась продолжительность жизни. «Мы не дали кризису перечеркнуть позитивные демографические тенденции», – комментировал цифры Путин. В 2012 году население страны увеличилось до 143 миллионов, в России уже 15 городов, численность которых превышает 1 миллион человек. Городом-миллионником стал Красноярск.

В зале вновь раздались аплодисменты. Правда, большинство депутатского корпуса аплодировало лишь изредка, пытаясь переварить цифры. Процесс продолжала относительно небольшая группа депутатов, видимо, позабывшая, что во время отчета следует напрягать мозги, а не ладоши.

Для выхода на передовые позиции в мире Владимир Путин предложил выделить пять приоритетов развития и сосредоточиться на них.

Это демографическая состоятельность, развитие регионов (особое внимание премьер уделяет Восточной Сибири и Дальнему Востоку), новые качественные рабочие места, построение новой экономики и интеграция на евразийском пространстве, отмечает «Эксперт».

«Экономика должна быть устойчивой, способной демонстрировать качественный рост в условиях жесткой конкуренции. Мы должны быть готовы к любым внешним шокам. Вероятность их повторения, как вы знаете, достаточно высока. Мир вступил в эпоху турбулентности. Кроме того, идет новая волна технологических изменений, меняется конфигурация глобальных рынков», – предупредил Путин.

Важнейший вызов, который стоит перед руководством страны, – решение проблемы низкой производительности труда. «Мы все еще уступаем самым развитым странам по производительности труда, а другими словами – по качеству экономики – в три-четыре раза», – напомнил Путин.

Решение проблемы, по мнению премьера, – это создание качественно новых рабочих мест. «Я уже об этом говорил и цифру называл: не менее 25 миллионов в ближайшие годы. Наша стратегическая задача – запустить мотор постоянного обновления рабочих мест и экономики в целом. Рабочие места создаются прямыми инвестициями, прежде всего – частными инвестициями. Нам нужно довести уровень инвестиций не менее чем до 25 процентов ВВП к 2015 году, а затем и до 30 процентов. Это абсолютно реализуемая, решаемая задача. В 2011 году у нас было порядка 20 процентов. Рост 25-30 процентов – вполне реальный», – конкретизировал избранный президент.

Однако для этого в стране должен быть создан не просто благоприятный, а конкурентоспособный инвестиционный климат. В ближайшие годы мы должны сделать 100 шагов вперед в этом направлении и подняться с нынешнего 120-го места до 20-го в мире.

«Запрос со стороны предпринимателей на комфортную деловую среду огромен и абсолютно справедлив», – признал председатель. И если ситуацию не исправить, то не удастся решить ни одну экономическую задачу. До конца года будет внесен пакет поправок по улучшению делового климата, Путин призвал депутатов стать соавторами.

В первом же своем президентском указе он обещал обозначить «дорожную карту» по всем заявленным инициативам, работа над которыми уже началась.

В целом выступление премьера соответствовало законам жанра. Неожиданности начались по окончании доклада, когда фракциям предложили задать вопросы премьеру. В отличие от опыта прошлых лет, парламентариев интересовали не столько вопросы хозяйства, сколько политические, отмечает «Газета.ru».

Коммунист Владимир Бортко предложил Владимиру Путину убрать из Конституции слово «подряд» в той части, где речь идет о максимально допустимом количестве сроков.

«Сделать просто два срока – это разумно, мы должны подумать. Но мы же взрослые люди, понимаем, о чем говорим. Закон обратной силы не имеет – меня он не коснется. После этого срока я смогу работать еще следующие два… срока», – ответил Путин.

Заявление было воспринято как намерение Владимира Путина руководить страной как минимум до 2030 года, в связи с чем пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков впоследствии был вынужден объяснять, что Путин «просто отвечал на вопрос», а вовсе не выступал с подобными инициативами.

Вопросы ЛДПР касались интересов России в Ливии и взаимоотношений с НАТО. Руководитель фракции Игорь Лебедев заявил, что в результате «прокатившейся волны так называемых революций на Ближнем Востоке все это обошлось России в копеечку»:

– Несмотря на кучу вложенных в эти страны средств, нас вытеснили из Ирака, мы практически все потеряли в Ливии. На повестке дня вопрос номер один – наши интересы в Сирии, не за горами вопрос по Ирану... Мы везде, что называется, остаемся с носом!

– Ну, «с носом» неплохо... Что плохого-то? – оживился Путин. – С носом... с другими частями тела. Мы здоровые, все у нас есть. Все работает, слава богу!

Депутаты вяло отреагировали на это замечание премьера.

– Я хочу вам сказать, – продолжил премьер, – что за последнее десятилетие мы по идеологическим соображениям никаких ресурсов крупных ни в одну из стран не вкладывали. Все, что происходило, – происходило на рыночной основе. Никаких подарков мы никому не делали. Поэтому сказать, что мы что-то потеряли, – это не точно. Можно говорить о недополученной выгоде – это правда...

Сергей Кривоносов из «Единой России» осторожно поинтересовался, есть ли у Владимира Путина план на случай падения цен на нефть.

– Мы рассчитываем бюджет из консервативного сценария мировых цен на углеводороды. И даже если цена упадет, скажем, до 70 долларов за баррель, мы будем в состоянии выполнять наши обязательства.

О том, что будет, если цена упадет ниже 70 долларов, премьер распространяться не стал.

Скандал разразился, когда слово предоставили депутату от «Справедливой России» Елене Драпеко. «4 марта в городе Астрахань проходили выборы мэра, итогов которых наша партия не признает, так как они прошли с грубейшими нарушениями. В знак протеста против фальсификации наши товарищи с 16 марта держат голодовку. Только сейчас мы смогли получить записи с веб-камер, установленных на участках по вашей инициативе, и они свидетельствуют о том, что результаты выборов не соответствуют волеизъявлению избирателей. Просим вас дать свою личную оценку происходящему в Астрахани», – зачитала вопрос от фракции депутат Елена Драпеко.

На лице Владимира Путина не дрогнул ни один мускул.

«У правительства и президента нет права отменять результаты выборов», – сказал Путин, добавив, что не знаком с ситуацией в подробностях, но видел утром сюжет по федеральному телеканалу с заявлением астраханской прокуратуры о том, что проверка проведена и нарушения выявлены незначительные.

После этого премьер предъявил экс-кандидату в мэры Астрахани Олегу Шеину заочную претензию: он до сих пор не обратился в суд. «Я никак не могу повлиять на эту ситуацию. Нет, если вы считаете, что президента нужно наделить таким правом (отменять результаты выборов), то это ваше право, но он просто-напросто погрязнет в спорах. Если нарушения такие, которые могут поставить под сомнение результаты, то суд должен дать основания для отмены. Что голодать-то, если в суд не обращался», – сказал Путин.

Говоря об астраханском суде и прокуратуре, премьер словно имел в виду: «Ну не хотел я об этом... Сами вытянули из меня!... Ну вот теперь и получите! А могли бы миром разойтись...», отмечает «Коммерсант».

Сергей Миронов встал со своего места и сказал премьеру:

– Как же так! Но ведь люди же умирают!

– Коллеги! – обратился к членам фракции Миронов. – Встаем, пошли!..

Куда «пошли», наверное, не ясно и самому Сергею Миронову.

Окончание доклада проходило в гораздо менее доброжелательной атмосфере: премьер-министр заметно нервничал. Путин назвал советскую птицу «синюшными цыплятами», «крыльями советов», что вызвало крики недовольства со стороны Компартии. Потом неожиданно вступил в полемику с депутатами от КПРФ. «Не было в России мясного животноводства! Не было! – восклицал Путин. – Были эти «мясные электрички» зеленые, пахнущие мясом, а мяса мало было, потому что это молочная скотина была!».

Спор этот закончился по-русски, замечает «Независимая газета». Владимир Путин сослался на авторитет первого вице-премьера Виктора Зубкова и его аграрный опыт – от специалиста до директора совхоза, – тем самым посоветовав оппозиционеру подумать, может ли тот тягаться в понимании проблемы с асом.

После этого выступили руководители партий. Геннадий Зюганов громко ругался и гарантировал: никакой площадки подлета натовских самолетов в Ульяновске не будет, потому что «Волга никогда не впадала в Миссисипи!». Он также говорил об отечественных самолетах, которые безнадежно состарились и падают, и отечественном авиастроении: в советские времена страна выпускала «тысячу самолетов в год», тогда как в прошлом году «гражданских самолетов в России выпущено 9 штук!».

Владимир Жириновский радовался уходу «Справедливой России» и объяснял, как «хорошо сидели бы в этом зале на троих, и по 150... (человек, а не коньяка)... И Болотной бы не было, и Астрахани...». Жириновский называл «Справедливую Россию» «партией предателей», которая должна была стать «левой ногой», да вот не стала.


6206