«Талисман» для Якутии

НИИСХ Северного Зауралья предстоит самая сложная из всех посевных...

– Говорят, что ваши ученые готовят к посевной 40 тысяч мешочков с семенами для такого же количества делянок? – спрашиваю директора института Евгения РенЁва.

– На самом деле объемы ручного сева и с помощью механизации намного больше, а наше опытное поле насчитывает всего 180 гектаров. Ежегодно мы высеваем различные сорта, в том числе селекционные достижения родного института и наших соседей, стран ближнего и дальнего зарубежья. Это можно сравнить с походом в обычный музей: есть на что посмотреть, с чем сравнить… Исходный материал помогает сориентироваться в направлениях дальнейшей селекции.

– Есть принцип отбора растений в музеи?

– Даже Всероссийский институт растениеводства (ВИР), где хранится основная коллекция генетических ресурсов Вавилова, не в состоянии в один год высевать весь генофонд. Мы поддерживаем в своей коллекции только те сорта, которые приемлемы для наших природно-климатических условий. Ведем широкий обмен селекционных материалов с научно-исследовательскими учреждениями из различных регионов, с зарубежными коллегами. Ведем испытания на опытном поле, смотрим перспективные линии. Отбираем подходящее. Потом проводим многочисленные скрещивания наиболее интересных образцов.

– Сколько времени селекционер может потратить на создание очередного шедевра?

– Минимум семь лет. И это с учетом того, что есть предварительно накопленный материал. Можно создавать, как вы говорите, шедевры и пятнадцать лет, и дольше. Словом, это напряженная творческая работа.

– Что из себя представляет деляна, используемая в селекции и музеях?

066-2-2– В бытовом понимании – это грядки, которые разбиваются после обработки поля культиваторами и боронами. Делянки засевают ручными сеялочками. Количество делянок зависит от желания и возможностей. Нужно быть специалистом, чтобы ясно представлять многогранную деятельность селекционеров. В первичном семеноводстве посев уже осуществляется с помощью средств механизации. На полях чаще используем стандартные сеялки СЗП-3,6. (Их проще зачистить – убрать оставшиеся от предыдущего посева зернышки). Кроме того, имеются специальные механизмы с маленьким высевающим аппаратом, где практически нет перегибов сошника, чтобы не оставалось зерна.

– Технику используете старую?

– Конечно. Давно пора бы ее обновить. Однако селекционная техника стоит гораздо дороже, чем обычно используемая в сельхозпредприятиях. А нам ее требуется немало. Кстати, у нас вся техника маленькая, и ее в России уже не выпускают, потому что нет больших заказов на изготовление. Иностранные же аналоги очень дороги. (Скажем, маленький селекционный комбайн стоит порядка 8 миллионов рублей). Институт самостоятельно не может себе позволить такие траты. Почему бы в России не принять программу по модернизации селекционного оборудования.

– Во всех документах по развитию сельского хозяйства говорится о первоочередном подъеме элитного семеноводства...

– Но мы-то занимаемся первичным семеноводством! Создаем высокопродуктивные и адаптированные к местным условиям сорта. А затем оригинальные семена под названием «питомники размножения» передаем в семеноводческие хозяйства.

– То есть мы опять ставим телегу впереди лошади? Не будет питомников размножения – останется в загоне элитное семеноводство. По разным оценкам, вашими сортами, выведенными в разные сроки, в регионе засевается от 50 до 70 процентов пашни.

– В Тюменской области благодаря поддержке губернатора и правительства основательно модернизировали сушильно-сортировальное хозяйство семеноводов. 066-2-1Местные элитхозы способны производить в большом объеме высококачественные семена. Однако в силу особенностей бюджетного кодекса регион не имеет возможности оказывать помощь нашему федеральному учреждению напрямую. Не скрою, институт получает косвенную поддержку за продукцию, поставляемую в семеноводческие хозяйства. Дотация к нам идет через приобретение элитхозами питомников размножения. А из федерального бюджета нам финансируют только зарплату и выделяют средства на погашение имущественных налогов. На все остальное институт должен зарабатывать сам, но расходы велики, и денег на приобретение техники не хватает.

– Выходит, что и топливо, и минеральные удобрения, и средства защиты растений вы приобретаете без всяких дотаций?

– Да. Более того, здесь нам законодательство наставило различных препон. Так, на приобретение минеральных удобрений и топлива отводится всего по 100 тысяч рублей в квартал. Остальной объем мы должны приобретать через конкурсы и аукционы, которые из-за постоянных изменений цены за 2-3 недели очень часто срываются.

– И, тем не менее, вы ежегодно радуете земледельцев новыми сортами интенсивного типа…

– У нас, к примеру, отнесен к ценным районированный в прошлом году сорт пшеницы «тюменская 25». Она имеет высокие хлебопекарные качества по содержанию клейковины, менее требовательна к почвенному плодородию, чем выгодно отличается от своей конкурентки «омской 36».

Последние селекционные достижения института обладают высокой пластичностью и районированы в других регионах. Горох сорта «русь», к примеру, прекрасно растет в Новосибирской области. О нем очень хорошо отзываются екатеринбуржцы. 066-2-3Вот у меня на столе лежат заявки на «талисман» из Якутии, Иркутска, Кемерово… Имеем много наработок по различным направлениям на перспективу. На выходе пшеница «тюменская 27» с уникальными свойствами. Будут новинки в культуре ячменя. Сегодня повсюду возделывается сорт «ача», не наш, не тюменский. Полагаю, что ему на смену могут прийти пластичные сорта ячменя «зенит» и «абалак». Последний мы выводим вместе с красноярскими селекционерами. И эти сорта пойдут в другие регионы. Торговать нашим семеноводческим хозяйствам очень выгодно. Семена по цене значительно дороже, чем товарное зерно. Это могло бы экономически оздоровить сельхозпредприятия области.

– Создание «талисмана», образно говоря, «орден» вашего ученого-селекционера Марии Фоминой.

– Да, это так. Но в советское время, замечу, вся наша группа выдающихся селекционеров в составе Владимира Новохатина, Татьяны Бабушкиной, Татьяны Липовцыной за создание уникальнейших, широко распространенных сортов действительно ходила бы в орденах...

– Желаю вам удачной посевной!


6190