«Историю царской России необходимо знать каждому…». Так считает преподаватель Тюменского колледжа искусств Михаил Яблоков. Хотя сам Михаил Сергеевич учит детей и взрослых играть на гитаре. Тогда при чем тут история?
История царской России – особая страсть Михаила Сергеевича. Это и понятно. Яблоков – кандидат исторических наук, коллекционер, любитель старины глубокой. Чего стоит один его кабинет, где проходят музыкальные занятия. На крохотных восьми квадратах расположился своеобразный мини-музей. Прежде всего привлекают внимание стены. На них с одной стороны портреты знаменитых гитаристов, с другой – иконы с ликами русских святых, старые снимки разных особ в изящных рамочках. Бросаются в глаза фотография нашего знаменитого земляка Григория Распутина и, конечно же, огромный портрет императора Николая Второго, к личности которого Яблоков относится с особым почтением.
У многих посетителей кабинета-музея большой интерес вызывают старые ноты и пластинки с редкими записями, книги репринтного издания, исторические фолианты, пожелтевшие от времени журналы и газеты, в том числе дореволюционные издания. Михаил Сергеевич бережно их переплетает. По словам хозяина музея, настолько много всего накопилось, что уже требуется каталогизация. Все это богатство большей частью находится на антресолях, которые смастерил сам Яблоков.
Предметы обстановки кабинета тоже весьма почтенного возраста. Прямо у входа стоит старинное немецкое пианино, на нем – скульптура-бюст великого русского полководца А.В. Суворова (Просто больше некуда поставить!). Напротив – массивный дубовый стол, тоже насчитывающий с десяток лет, а на нем – еще одно достояние первой половины прошлого века – пишущая машинка. Именно на ней Михаил Сергеевич печатал черновики для своих справочников о гитаре и деятелях музыкального искусства. Я всегда восхищалась его умением распоряжаться временем, способности кропотливо и тщательно собирать и готовить материалы для публикаций. За последние 12 лет удалось выпустить пять солиднейших томов. Объем только одного словаря-справочника по классической гитаре в России составляет 2108 страниц с 1000 фотографиями.
…В кабинете есть и венские стулья, и не первой молодости тумбочка с граммофоном. Еще настенные старинные часы – настоящий антиквариат. Стрелки застыли, словно пытаясь остановить время еще дореволюционной, царской России.
Михаил Сергеевич – очень интересный собеседник: от него можно услышать немало любопытных, занимательных фактов из русской истории. Одну из таких бесед я решила записать. На мои вопросы Яблоков сначала стал отвечать в свойственной ему манере – с легкой иронией и юмором, но потом беседа перешла в достаточно нешуточную плоскость.
– Михаил Сергеевич, откуда у вас такая страсть к коллекционированию?
– Мне всегда был близок один из любимейших персонажей Н.В. Гоголя – Плюшкин. Этот образ – один из самых замечательных в отечественной и отчасти зарубежной литературе. Ибо, если человек не собирает, он расточает.
– А если серьезно?
– Прошлое людям думающим кажется интереснее, чище и благороднее. Тем более самой великой страны мира – России. Не случайно после «беспорядков» 1917 года делалось все, чтобы стереть из памяти людей героику российской истории. Да и в настоящее время большая часть исторических книг составлена с оттенком нелюбви к нашему Отечеству. Знаменитый художник Илья Глазунов, автор блестящего очерка «Россия распятая», считает объективным историком нашей страны лишь митрополита Иоанна Ладожского (Снычева).
– Почему вы считаете, что изучение истории вам необходимо?
– Изучение истории необходимо каждому, кто не считает себя принадлежащим к разряду людей, про которых некогда Сократ сказал: «Бойся человека, прочитавшего одну книгу». Ведь история – это одна из самых сложных (после философии) дисциплин, ибо она в какой-то степени воспроизводит в мыслях людей Страшный суд. У молодых людей, про кого Федор Михайлович Достоевский как-то заметил, что «у них такая уверенность в себе, будто доверь им важные государственные вопросы, и они их быстро и легко порешат», – более развит интерес к настоящему, и это естественно.
– Тема вашей диссертации связана с духовной жизнью Тобольской губернии…
– Да. Тема «Духовная жизнь Тобольской губернии» возникла потому, что я – коренной житель Тюмени. К сожалению, по своей малоосведомленности допустил во время ее написания много огрехов. Работая над диссертацией, усомнился в достоинствах сибирского старца и чудотворца Григория Распутина. Теперь в этом каюсь. Кстати, свою поездку в Петербург Григорий Ефимович совершил с самой благой целью – ходатайствовать о канонизации митрополита Иоанна Тобольского, поэтому он и был принят Императором.
– Не кажется ли вам, что мы, земляки Григория Распутина, до сих пор не осознали масштабов его личности? Хотя он, в общем-то, в народе давно реабилитирован.
– Григорий Ефимович Распутин – последний пророк царской России, один из «генеральных» молитвенников Святой Руси. Не каждому дано молиться и быть услышанным Богом. По сути, он сохранял жизнь цесаревича Алексея. Разве этого мало для того, чтобы относиться к нему хотя бы с почтением?
Достоевский в полемике с западниками писал, что христианство в Европе умирало долго и мучительно. Государыня Александра Феодоровна, приехав в Россию, говорила, что только здесь горит огонь апостольской веры. Григорий Распутин – один из ее светочей. Распутин – ключ к пониманию одной из самых трагических страниц нашей истории.
– Михаил Сергеевич, кабинет этот слишком невелик, чтобы можно было вместить в него все, что вы насобирали. Наверное, поэтому вы и решили создать музей царя-мученика Николая Второго? Только об этом мало кто знает.
– Последний русский царь со своей семьей был в нашем городе после осуществления враждебными силами государственного переворота. Царская семья находилась на территории пристани несколько часов. Музей еще не имеет официального статуса, он располагается на втором этаже в холле двухэтажного здания, что в конце улицы Госпаровской. Пока это просто небольшая выставка предметов того времени и фотографий. Из своей коллекции я отдал туда фортепиано и пишущую машинку дореволюционного выпуска, некоторые снимки. Кстати, в этом же здании находится помещение, сделанное по типу домовой церкви, куда приходят верующие помолиться Царственным мученикам.
– Но ведь это же, можно сказать, настоящий подарок для почитателей царской семьи. Что для вас значит личность Государя?
– Император Николай Александрович, по мнению одного из сербских монархов, – второй после Иисуса Христа на земле человек. Это слишком сильно сказано, но в этой оценке – понимание личности Государя, его святости.
– Что бы вы сказали тем, кто придерживается другой точки зрения?
– Тем, кто не считает царя выдающимся и незаменимым человеком, я бы сказал: монархия – понятие сугубо богословское, а уже потом историческое или культурологическое. Если человек не желает знать более того, что он знает, то это прискорбно.
Материал подготовлен при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.