Последняя встреча

Дмитрий Медведев последний раз в качестве президента встретился с Бараком Обамой

В понедельник «на полях» саммита по ядерной безопасности в Сеуле президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама провели последние переговоры. Через полтора месяца в рамках саммита G8 в Вашингтоне Обаме предстоит иметь дело уже с новым президентом России – Владимиром Путиным.

Встреча между Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым проходила в закрытом формате и длилась около полутора часов. Благодаря технической накладке журналистам президентских пулов удалось услышать последние 40 секунд диалога между президентами.

«Это может быть решено, но важно дать пространство», – сказал Обама, скорее всего, продолжая разговор о ПРО. Медведев ответил, что понимает: «Я передам это Владимиру».

Отрывок диалога, пожалуй, стал основной интригой встречи. В стане американских республиканцев его уже расценили, как «предательство интересов США». В стане российских политиков – надеждой на будущее.

Этой встречи двух лидеров вообще могло не быть, поскольку на предыдущей – «на полях» ноябрьского саммита АТЭС, проходившего на родине Обамы в Гонолулу, уже подводили итоги запущенной ими перезагрузки двусторонних отношений.

Гавайские переговоры для Дмитрия Медведева и Барака Обамы, напоминает «Коммерсант», были второй встречей в 2011 году. В предыдущий раз президенты общались столь обстоятельно в мае на саммите G8 в Довиле.

Однако к встрече в Гонолулу стороны готовились совсем не так, как перед Довилем. По признанию источников отечественных изданий в МИД РФ, тот раз две страны даже не пытались согласовать какие-либо документы или заявления по ключевым проблемам, таким, как ПРО.

Объяснялось это тем, что встреча президентов в Довиле была принципиально иной. Вернее, в ином качестве тогда выступал Дмитрий Медведев. В мае он был президентом, желавшим идти на новый срок. По крайней мере, Медведев смело примерялся к решению амбициозных дипломатических задач вроде уговоров Каддафи добровольно отдать власть в Ливии или намерения подписать политическое заявление о ненаправленности ПРО США против России. И хотя оба начинания закончились ничем, Медведев оставался для Вашингтона перспективным собеседником.

Все изменилось 24 сентября, когда Президент РФ отказался от борьбы за второй срок.

До того Москва и Вашингтон вели переговоры о приезде президента США в РФ до конца 2011 года. После же съезда «Единой России», по словам дипломатических источников, быстро выяснилось, что визита не будет. Барак Обама не хотел ехать в Москву просто так. Поэтому считалось, что саммит на Гавайях будет для президентов Медведева и Обамы последним.

– Мы с президентом Медведевым за последние пару лет успешно перезагрузили отношения РФ и США. Это отразилось в ряде вполне конкретных достижений, – заявил Обама, перечислив все успехи: – Это и новый договор СНВ, и соглашение о сотрудничестве в атомной энергетике, и совместные санкции в отношении Ирана, и совсем недавно – наши усилия по вступлению России в ВТО.

Президент США на прощание преподнес партнеру последний подарок. Похвалив Дмитрия Медведева и его команду за упорную работу по присоединению России к ВТО, он сообщил, что в ближайшие время Белый дом начнет переговоры с Конгрессом об отмене поправки Джексона – Вэника.

Затем говорил Дмитрий Медведев.

– Алоха! – выдохнул он и замолчал. Учитывая, что это гавайское словечко означает и «здравствуй», и «прощай», непонятно было, здоровается Медведев или уже прощается. Выяснилось, что все-таки здоровается. И уже через минуту Президент РФ стал подводить итоги:

– Хотел бы поблагодарить Барака Обаму и его команду за заинтересованную поддержку усилий России по вступлению в ВТО. Такой поддержки до этого американская администрация нам не оказывала. Наверное, поэтому мы и вступали в ВТО с 1993 года.

Быстро отчитавшись об успехах, Медведев говорил о наболевшем – проблеме ПРО:

– Мы договорились продолжить поиск решений при признании того, что позиции здесь достаточно далеки друг от друга.

После этого Медведев снова выдавил: «Алоха!» – уже прощальное. И удалился вместе с Обамой.

По окончании встречи дипломатические источники ведущих мировых изданий полагали, что она может стать последним эпизодом не только дружбы двух президентов, но и главного их детища – перезагрузки.

Успешно договорившись по СНВ и ВТО, процесс намертво уперся в ПРО.

В октябре 2011 года директор по России в Совете национальной безопасности США и будущий посол в РФ Майкл Макфол объявил, что переговоры зашли в тупик из-за нежелания США давать юридические гарантии того, что эта система не направлена против России.

Дипломатические источники признавали: позиции двух стран не только не сблизились, но и расходятся все дальше.

И вот новая встреча двух лидеров, которых связывают ещё и дружеские отношения, продолжают тему «Ведомости». Теперь уж точно, последняя. Со времен Гонолулу, когда они уже подводили итоги запущенной ими перезагрузки двусторонних отношений (подписание договора об СНВ, вступление России в ВТО, облегчение визового режима между странами; рост товарооборота за 2011 год – 33 процента), Обаме и Медведеву не удалось добавить в двусторонние отношения ничего позитивного.

Отмена поправки Джексона – Вэника, которая сначала считалась само собой разумеющейся при вступлении России в ВТО, по-прежнему под большим вопросом.

Кризис отношений, который начался из-за резолюции Совбеза ООН по Ливии (НАТО использовало ее как повод для военной операции, что вызвало резкое недовольство в Москве), только усугубился из-за противодействия России проведению такого же сценария в Сирии.

Не достигнут компромисс по развертыванию США системы противоракетной обороны в Европе. Россия требует юридических гарантий, что она не будет направлена против России, но США их не дают. Этот вопрос должен был обсуждаться на саммите НАТО в Чикаго в начале мая, но уже понятно, что ни действующий президент Дмитрий Медведев, ни избранный – Владимир Путин, скорее всего, не примут в нем участия.

Тем не менее на встрече в Сеуле Дмитрий Медведев назвал прошедшие три года после начала перезагрузки «лучшими» за последнее время в двусторонних отношениях и сказал, что этот опыт должен быть использован для нахождения компромисса в такой непростой проблеме, как ПРО: время для этого, считает он, еще не упущено. При этом Медведев признал после разговора с Обамой, что США и Россия так и остались на своих позициях.

Лучшего переговорщика, чем Дмитрий Медведев, по признанию Барака Обамы, он бы желать не мог, и он рассчитывает, что тот на своем новом посту продолжит свой вклад в развитие дружеских отношений между двумя странами, но «надо смотреть вперед». В том числе по ПРО, согласился он с Медведевым: будет запущен процесс дискуссии специалистов двух стран по техническим вопросам.

Таков взгляд Запада. «Ведомости» издаются издательским домом Sanoma Independent Media совместно с английской Financial Times и американской The Wall Street Journal (News Corporation, контролируемой медиа-магнатом Рупертом Мёрдоком).

Взгляд отечественных изданий примерно такой же. За время правления администраций Обамы и Медведева Вашингтон и Москва действительно достигли определенных компромиссов – в политической, военной, экономической и гуманитарной областях, итожит «Эксперт».

Так, США пошли на уступки России на постсоветском пространстве, частично признав эту территорию как нашу сферу влияния (именно в этом регионе в период Буша были основные конфликтные точки российско-американских отношений). В частности, не препятствовали усилению влияния России на Украину (эта страна сейчас фактически стала объектом российско-европейских отношений, а не российско-американских), а также поумерили активность президента Грузии Михаила Саакашвили.

Определенные соглашения были достигнуты и в военной сфере. Россия помогает США осуществлять транзит грузов в Афганистан и даже согласилась на открытие базы НАТО в Ульяновске (хотя российские чиновники упорно не хотят называть военную базу военной базой, коверкая русский язык и придумывая различные альтернативные названия – например, центр «мультимодального транзита нелетальных грузов»). Еще 5 лет назад создание даже подобного транзитного центра в России выглядело бы бредом.

Определенные успехи достигнуты и в экономической сфере – в частности, при помощи Вашингтона завершилась многолетняя эпопея с вхождением России в ВТО.

Наконец, определенного понимания мы достигли и в гуманитарных вопросах. Реакция США на массовые митинги в России после парламентских выборов была более чем скромной – вопреки сообщениям о якобы проплаченности этих событий Государственным департаментом США, муссировавшимся по отечественным телеканалам (особенно НТВ), администрация Барака Обамы не стала педалировать тему нечестных (с точки зрения европейских стандартов) выборов и подавления свобод в России. Прежде всего речь идет о СМИ.

Однако, несмотря на ряд тактических сближений, Соединенным Штатам и России за время правления президента Дмитрия Медведева так и не удалось начать сотрудничать по глобальным, стратегическим темам. Наиболее часто в этом плане упоминается вопрос о европейской системе ПРО. Несмотря на то что после прихода к власти администрация Барака Обамы подавала сигналы о том, что готова вообще отложить проект противоракетной обороны в долгий ящик (как по экономическим, так и по политическим причинам), этого не случилось. Во многом из-за давления республиканцев проект ПРО продолжает реализовываться – без участия России и вопреки ее требованиям.


5951