За что боролись, на то и напоролись

Президент озаботился либерализацией партийного законодательства

Во вторник Государственная Дума во втором, решающем, чтении приняла президентские поправки в закон «О политических партиях», упрощающие регистрацию политических партий.

«Раньше создание и перерегистрация партии занимали примерно полгода, – просвещает нас один из политтехнологов, занимавшийся перерегистрацией партии, участвовавшей в думских выборах. – На работу федерального аппарата по подготовке к перерегистрации уходил 1 миллион рублей в месяц, на работу каждого регионального отделения – 100 тысяч руб. Региональных отделений – полсотни. Плюс надо закладывать 10-15 процентов на незапланированные расходы. Все это умножаем на шесть месяцев – получается 40-42 миллиона рублей».

Сумма приличная, но относительно общего бюджета федеральной партии – вполне подъемная (по словам политтехнолога, месячный бюджет партии со всеми региональными отделениями в неэлекторальный период составлял 15 миллионов рублей).

В центральном аппарате партий, принимающих участие в парламентских выборах, работают в среднем 30-60 человек. В «Справедливой России», по словам депутата Госдумы Ильи Пономарева, работает полсотни человек, в Союзе правых сил (СПС), по данным бывшего пресс-секретаря партии Дениса Терехова, постоянно работали 70 человек. «Единая Россия» – тема отдельная.

Поправки к законопроекту о политических партиях не меняют правила финансирования: юридическое лицо не может пожертвовать партии в течение года более 43,3 миллиона рублей, физлицо – больше 4,3 миллиона рублей.

Получается, что, к примеру, миллиардер Михаил Прохоров в случае создания собственной партии вряд ли сможет её финансировать единолично, придется распределять пожертвования по разным принадлежащим ему компаниям или просить о помощи друзей.

При этом партии, преодолевшие на выборах в Госдуму трехпроцентный барьер, по-прежнему будут получать от государства ежегодные субсидии – по 20 рублей за каждый голос избирателя. По итогам декабрьских выборов в Госдуму «Единая Россия» будет получать 648 миллионов рублей ежегодно, КПРФ – 252 миллиона, «Справедливая Россия» – 174 миллиона, ЛДПР –153 миллиона, «Яблоко» – 45 миллионов рублей в год (по словам лидера партии Сергея Митрохина это составляет примерно пятую часть годового бюджета партии).

Кроме того, выплаты по-прежнему будут получать партии, выдвигавшие на пост президента кандидатов, которые набрали более 3 процентов голосов, – те же 20 рублей за каждый полученный голос, правда, в этом случае выплаты не ежегодные, а единовременные, просвещает еженедельник «Деньги».

Таков финансовый расклад.

Напомним, что при рассмотрении в первом, концептуальном, чтении 28 февраля президентского законопроекта, который, в частности, снижает требование к минимальной численности партии с 40 000 до 500 человек, в Госдуму были приглашены представители непарламентских партий и несистемной оппозиции. Первые имели возможность выступить на заседании, вторые – следили за ходом обсуждения.

Второе, решающее, чтение, о котором речь впереди, состоялось во вторник. Третье намечено на пятницу, сообщает «Российская газета».

Спешка, которой недовольны представители старых, сложившихся партий (прежде всего, КПРФ), объясняется тем, что после инаугурации 7 мая Дмитрий Медведев сдаст президентские полномочия. А ему, как и любому нормальному человеку, наверняка хочется довести дело до логического завершения и уйти в историю реформатором.

«После принятия пресловутого «Закона о политических партиях» в 2005 году не было зарегистрировано ни одной новой партии, – напоминает на своем сайте экс-кандидат в президенты Михаил Прохоров, планирующий создать собственную партию. – У нас их сейчас семь штук, и все они являются в той или иной степени марионетками, имитирующими политическую деятельность. Министерство юстиции стоит на страже интересов власти, как голкипер на воротах, и отбивает мощной грудью все подаваемые документы». Возможно, совсем скоро ситуация изменится.

12 марта на заседании рабочей группы под руководством замглавы администрации президента Вячеслава Володина инициаторы рапортовали о популярности документа: новые правила настолько легки и приятны, что заявки на регистрацию партий подали 68 оргкомитетов.

Правда, часть заявок была подана задолго до известия о грядущем упрощении регистрации, причем многие заявители успели получить отказы. К примеру, партия «Родина: здравый смысл», которая была создана в 2010 году на базе бывшей партии «Родина». Ее председатель Михаил Делягин вспоминает, как ему отказали в регистрации в марте прошлого года: «В Минюсте нам ставили в вину то, чего в нашем уставе не было и в помине. Мы пытались обжаловать отказ в суде, но наш иск просто не приняли».

По мнению Делягина, снижение необходимой численности партии не упрощает процедуру регистрации: большинство отказов Минюста не связаны с претензиями к числу членов.

В частности, партия «Самодержавная Россия» получила отказ в регистрации, потому что чиновники Минюста сочли её эмблему похожей на российский герб.

«Пиратской партии» отказали в регистрации, придравшись к названию: «Пиратство является преступным деянием и относится к преступлениям против общественной безопасности». Теперь российские «пираты» (пользователи Интернета, выступающие за свободный некоммерческий обмен контентом) пытаются зарегистрировать «Пираццкую партию» и партию «Без названия».

Среди партий, подавших заявки о регистрации в Минюст, много объединений откровенно шутовского типа. Например, партия «Субтропическая Россия» ставит своей основной политической целью повышение температуры окружающей среды до 20 градусов по Цельсию.

В списке Минюста эксперты отдельно выделяют сектантское крыло: «Родная партия» аффилирована с движением «Звенящие кедры России», которое некоторые относят к деструктивным культам. Единственная цель этой партии, заявленная на сайте, – принятие законопроекта «О родовых поместьях», предполагающего бесплатное предоставление гектара земли всем совершеннолетним гражданам России.

Организация с громким названием «Национально-консервативная партия России» сосредоточилась на участии граждан в политической жизни общества «в соответствии со своим убеждением; духовное бытие первично по отношению к материальному миру, сознание не происходит от материи, не есть её высшая форма развития».

Партия «Курсом правды и единения» ставит своей целью «изменение курса развития России на свой собственный, добронравный замысел жизнеустройства, на свою собственную, справедливую концепцию управления страной». В программе партии идет речь о «Божьем Промысле» и «Законах Вселенной», что напоминает, скорее, религиозную риторику, чем политическую.

Однако основным камнем преткновения при регистрации была именно численность. Лидер партии «Курсом правды и единения» Юрий Москалев жалуется: к его соратникам приходили с проверками сотрудники Минюста и ФСБ. Из страха перед удостоверениями ФСБ люди отказывались признать свое членство в организации.

Таков расклад политический.

Подготовленные ко второму, решающему, чтению поправки глава комитета по делам общественных объединений Алексей Островский (ЛДПР), представлявший законопроект, назвал «результатом совместной работы» депутатов и представителей как зарегистрированных, так и не зарегистрированных Минюстом партий.

Из 16 рекомендованных к принятию поправок (большая их часть вносилась совместно Алексеем Островским и главой комитета по конституционному законодательству – единороссом Владимиром Плигиным, поясняет «Коммерсант») Островский выделил несколько «принципиальных дополнений» к первоначальному проекту.

Первое – время вступления закона в силу с момента опубликования, а не с 1 января 2013 года, как предлагалось ранее.

Другая поправка была внесена вместе с координатором фракции КПРФ Сергеем Решульским. Она лишит Минюст возможности немотивированно отказывать партии в регистрации. В случае ошибок со стороны оргкомитета партии ведомство должно приостанавливать процедуру регистрации, предоставлять «исчерпывающий перечень» найденных неточностей и три месяца на их исправление.

«Это положение позволит соискателям получить от органов юстиции рекомендации по устранению неточностей и ошибок», – пояснил Островский.

Третья поправка «не позволит, чтобы в названии регистрирующейся партии использовались наименования существующих в России политических партий, схожих с ними до степени смешения».

Ряд предложений был отвергнут. Так, депутат Сергей Иванов (ЛДПР) заявил, что использовать наименования «Россия» или «РФ» должны только партии численностью более 40 тысяч человек. «Всероссийская партия «Гербалайф» с численностью 500 человек, по-моему, это оскорбление для всей России», – заявил он.

Алексей Островский ответил, что такое ограничение нарушит принцип равенства партий, а это противоречит заявленной концепции.

Депутат Сергей Иванов напомнил, что в 1995 году для участия в выборах нужно было иметь численность партии не менее 10 тысяч человек и собрать 200 тысяч подписей, но даже при таких условиях в думских выборах участвовали 43 объединения. А 500 человек, по его словам, не хватит даже на то, чтобы партия приняла участие в формировании территориальных избирательных комиссий. Поэтому он предложил установить минимум – 10 тысяч членов партии.

Сергей Решульский также предложил повысить планку – до 5 тысяч. «У нас 83 субъекта, если в каждом по 50 хотя бы членов, перемножьте, округлите, получается 5 тысяч человек. Почему мы боимся этой цифры – 500?» – вопрошал он.

Алексей Островский напомнил депутатам: концепция, где зафиксирована именно цифра 500, принималась в первом, концептуальном, чтении, с участием всех заинтересованных сторон, поэтому не может быть изменена в принципе.

Представители мелких партий рекомендуют старожилам «не впадать в истерику». Конкуренция – это всегда хорошо для потребителя, то есть для избирателя. «Много партий – это возможность выбора для тех, кто хочет выбирать. Нежелание избирателей голосовать за мелкие партии – прямой стимул искать способы становиться крупнее», – говорил на митингах Владимир Рыжков.

«Новое законодательство открывает широкие возможности для появления сильных и эффективных партий», – заявил лидер движения «Демократический выбор» Владимир Милов.

Секретарь политсовета незарегистрированной Партии народной свободы (ПАРНАС), вокруг которой столько шума, Константин Мерзликин заявил, что не опасается появления большого числа партий, если их цели «вписываются в Конституцию»: «Политическая активность граждан не должна быть никем ограничена». При этом «не было сделано главное». «Надо было в принципе исключить из закона возможность со стороны Минюста отказывать партии в регистрации». Другими словами, надо регистрировать всех. Благо до думских выборов ещё 5 лет.

Однако шансов попасть в Думу у оппозиции вряд ли прибавится, поскольку многочисленные копии известных брендов будут оттягивать голоса избирателей.


5867