Двор одного из домов по улице 50 лет Октября, куда привел меня случай, ослепил многоцветьем детского городка. Горки, карусельки, приспособления для лазания, песочница... Рядом скамеечки для мам. Сиди, почитывай книжку и наблюдай за малышом. Все яркое, праздничное! Установлена эта забава, именуемая в официальных бумагах малой архитектурой, стараниями некоммерческого партнерства «Центр координации управления жильем «Альтернатива». Познакомимся?
В штате компании, которой седьмой год руководит Надежда Ивановна Ускова, 23 человека. Лишь трое – инженерно-технический персонал, остальные – рабочие: электрик, плотник, сантехники, уборщицы, дворники. Те, чьими руками создается уют в наших дворах и подъездах. Денно и нощно несут они вахту, выполняя грязную и неблагодарную работу.
– ЖКХ не ругает только ленивый, хотя мы очень стараемся,– говорит Надежда Ивановна. – Текущие заявки – засор канализации, устранение протечек, восстановление электрики – выполняем очень быстро, в течение дня. Обидно порой быват. Большое внимание уделяем профилактическим мероприятиям. Поэтому в домах, что под крылышком у «Альтернативы», по вине компании нет перебоев ни с водой, ни с теплом, ни с электричеством – главными составляющими комфортной жизни.
А началась коммунальная деятельность Надежды Усковой с организации в конце 2005 года ТСЖ «Радуга», когда она, проработав не один год в гостиничном бизнесе и устав жить на два города, вернулась в Тюмень. Попыталась найти себя на ниве предпринимательства.
– За плечами у меня уже была большая практика: несколько лет работала директором гостиницы «Славянская» в Тобольске, возглавляла аналогичные структуры в Екатеринбурге. Но имелся один «минус» – возраст. В 40 лет женщины в нашей стране работодателям не нужны, хотя заинтересованность во мне у новых хозяев чувствовалась: знания и опыт еще никто не отменял. Но, видимо, взял верх стереотип… Тогда я подумала: а чем жилые дома отличаются от гостиниц? Ведь проблемы схожие: тепло- и водоснабжение, уборка, сантехнические работы, – рассказывает Ускова.
Молодую женщину члены будущего товарищества собственников жилья встретили настороженно. Может, потому, что власти слишком напористо требовали: «Создавайте ТСЖ». Через год от недоверия не осталось и следа.
Поначалу для оказания жилищно-коммунальных услуг привлекали совместителей. Но они обслуживали ТСЖ по остаточному принципу: в первую очередь свои точки, а чужие дома – в свободное от основной работы время. Случись аварийная ситуация, жильцы весь день сидели без воды, да и другие заявки выполнялись плохо и не в срок. Попробовали привлечь подрядные организации, однако жалоб меньше не стало.
Надо иметь постоянных работников, чтобы жильцы знали, с кого спросить – пришла к выводу Надежда Ивановна. Однако каждому товариществу собственников жилья финансово тяжело содержать своего сварщика, электрика, сантехника. Собрались председатели новых объединений и решили организовать некоммерческое партнерство, куда вошли несколько ТСЖ и ЖСК.
Сегодня на обслуживании у центра «Альтернатива» десять домов, в основном 1967 года застройки. Благодаря расторопности Надежды Ивановны, очень грамотно (по первому образованию она – филолог) и в сжатые сроки оформившей проектно-сметную документацию, получили субсидии на капитальный ремонт и в течение 2006-2008 гг. провели его по максимуму. Это главное достижение Надежды Усковой. Старенькие многоэтажки нарядились в новые платья. Не жалея сил, благоустраивают территорию. Только недолго живет красота. Вандализм у наших граждан, сетует Надежда Ивановна, наверное, в крови. Цветы, кустарники безжалостно уничтожаются. В подъездах обрывают проводку, воруют плафоны, курочат почтовые ящики и даже электрошкафы распределительных устройств. Обуздать хулиганов старшие по подъезду сами не в силах: безобразники (говорят, это наркоманы) могут и обругать, и ударить, и даже поджечь квартиру. Не раз жильцы обращались в милицию. Да что толку!
Но каждое утро, ближе к восьми, несмотря ни на что, жильцов встречают чистые подъезды и дворы. В любое время года дворники и рабочие по санитарному содержанию придомовой территории на своем посту: чистят снег, скалывают лед, посыпают дорожки, весной-летом выкашивают газоны, сажают цветы, подметают. Им, скромным труженикам, жильцы говорят «спасибо».
Кипит и ежедневная невидимая глазу текущая работа. На славу трудятся, не считаясь со временем, главный инженер Владимир Васильев, электромонтер Олег Шабалин, слесарь-сантехник Александр Утёсов, мастер Татьяна Павелко, главный бухгалтер Елена Малышева, ее помощницы – Мария Антипина, Галина Шаймедканова и другие.
– Коллектив у нас дружный, слаженный и трудолюбивый, хотя получают меньше, чем того заслуживают. Зарплата до сих пор на уровне 2007 года, в среднем примерно десять тысяч рублей. Правда, есть преференции: раз в год люди получают премию, также даем возможность подработать на стороне. Плачу мало не потому, что «Альтернатива» убыточна. У нас просто невелики объемы. Кстати, в Европе, где я не раз бывала, нет таких гигантов, как наши УК «Юг» или «Запад». Кроме того, в 2010 году с 14 до 26,2 процента выросли налоги, – поясняет ситуацию Надежда Ивановна. – Поэтому стараемся экономить и зарабатывать. Смогли, например, установить общедомовые приборы учета без дополнительных сборов с жильцов.
НП «Альтернатива», довольствуясь малым, тем не менее сумела заявить о себе и занять достойное место на рынке жилищно-коммунальных услуг Тюмени. К Усковой часто обращаются с просьбой взять дом на обслуживание. Не берет, если объект находится в другом районе. Из-за пробок не добраться вовремя, а это скажется на качестве работы и подорвет репутацию.
Лаврами нынче редко венчают работников ЖКХ. Гораздо чаще их критикуют. Впрочем, Надежда Ивановна не пыталась приукрасить действительность. Даже в преддверии своего профессионального праздника больше говорила о проблемах. Одна из них – неурегулированные отношения с ресурсоснабжающими организациями. Желая получить максимальную прибыль, они пренебрегают интересами потребителя. Завышают нормативы, не соблюдают ГОСТы (например, по воде), выставляют ТСЖ и управляющим компаниям счета за услуги ненадлежащего качества (даже пытаются взыскать через суд), не осушают подвалы после аварий на разводящих сетях (отсюда грибок и затхлость в подъездах). «Когда же мы научимся уважать тех, кто голосует рублем?» – с болью говорит моя собеседница.
Новая забота – индивидуальные приборы учета потребляемых ресурсов, которые граждане обязаны установить до 1 июля 2012 года. Из-за противоречивости законодательных актов и несовершенства методики расчетов, сложилась парадоксальная ситуация: те, кто начал экономить воду, платят не только за себя, но и за тех, у кого пока нет счетчиков.
А работа с должниками? Сколько такта, деликатности требуется директору, чтобы добиться своего и не обидеть человека. Не платят ведь по разным причинам. Кому-то надо пойти навстречу и дать отсрочку, а на кого-то подать иск в суд.
Эти и другие вопросы – общая головная боль организаций, занятых в сфере ЖКХ. И решать их нужно сообща, вырабатывая единые принципы и подходы. Только люди инициативные, с активной гражданской позицией способны изменить жизнь. Свою, и тех кто с ними рядом. Человеческий фактор – понятие некогда выхолощенное – снова становится важным, касается ли это выбора президента страны или способа управления домом.