Владимир Путин опубликовал статью о внешней политике
В понедельник Владимир Путин опубликовал в «Московских новостях» очередную статью «Россия и меняющийся мир». Это седьмая программная статья.
В ней премьер сосредоточился на вопросах внешней политики. Открытость во внешних делах Россия сочетает с акцентом на независимость и самостоятельность, подчеркивает Путин. «Мы будем последовательно исходить из собственных интересов и целей, а не продиктованных кем-то решений», – заявляет премьер.
Россия продолжит активный курс на укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, на эффективное противодействие таким вызовам, как распространение ядерного оружия, региональные конфликты и кризисы, терроризм и наркоугроза.
«Как и прежде, считаю, что к числу важнейших постулатов относятся неделимый характер безопасности для всех государств, недопустимость гипертрофированного применения силы и безусловное соблюдение основополагающих принципов международного права. Пренебрежение всем этим ведёт к дестабилизации международных отношений».
В логику современного развития, продолжает Путин, не вписываются действия НАТО и США, которые всё ещё опираются на «стереотипы блокового мышления». Это расширение НАТО, включающее размещение новых объектов военной инфраструктуры и планы альянса (с американским авторством) по созданию системы ПРО в Европе.
«Похоже, что у натовцев, и прежде всего у США, сложилось своеобразное понимание безопасности, фундаментально отличающееся от нашего. Американцы одержимы идеей обеспечить себе абсолютную неуязвимость, что, замечу, утопично и нереализуемо...», – отмечает премьер.
Создаваемая под эгидой США система ПРО в Европе «затрагивает имеющиеся только у России на этом театре силы стратегического ядерного сдерживания, нарушает выверенный десятилетиями военно-политический баланс», – поясняет он.
И все же «мы готовы рассматривать разные варианты того, что может составить нашу совместную с американцами повестку дня в области контроля над вооружениями на предстоящий период. Незыблемым правилом при этом должен стать баланс интересов, отказ от попыток через переговоры добиться для себя односторонних преимуществ».
В частности, касаясь делавшихся в последние годы Москвой предложений о компромиссе по системе ПРО, Владимир Путин подтверждает: «Все они – в силе». «Во всяком случае, не хотелось бы ставить крест на возможности поисков компромиссных вариантов решения проблемы ПРО. Не хотелось бы доводить дело до размещения американской системы в таких масштабах, чтобы это потребовало реализации наших объявленных контрмер», – итожит премьер.
Статья «Россия и меняющийся мир» напоминает знаменитую Мюнхенскую речь Путина, произнесенную пять лет назад – 10 февраля 2007 года, – с учетом новых факторов в стремительно меняющемся мире, включая «арабскую весну», замечает «Независимая газета».
Глава кабинета объясняет ошибочность политики США, раскрывая суть «арабской весны» и последствия этих событий для России. Он отмечает возросшую роль Интернета в международной политике и говорит о перспективах отношений России с США, Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Соединенные Штаты и НАТО, оправдываясь защитой прав человека, нарушили государственный суверенитет в ходе череды вооруженных конфликтов. При этом права человека они защищали «на выборочной основе», нарушив права целой массы людей на жизнь, отмечают «Ведомости». В качестве доказательства премьер приводит «даже не средневековую, а какую-то первобытную сцену расправы над Каддафи».
События «арабской весны», а также итог операции в Ираке привели к тому, что в этих странах поднимаются религиозные экстремисты и ситуация становится еще хуже, чем была до внешнего вмешательства.
В Афганистане растет производство наркотиков, что угрожает генофонду ближайших стран, террористическая угроза не исчезает, а между тем американцы, которые объявили об уходе оттуда в 2014 году, «занимаются созданием там и в соседних государствах военных баз без внятного мандата, целей и сроков их функционирования».
Премьер считает, что события в странах, в политику которых вмешались США и НАТО, заставляют другие страны задуматься о скорейшей разработке собственного ядерного оружия: «Имею, мол, атомную бомбу в кармане, и никто меня не тронет, поскольку себе дороже. А у кого бомбы нет – тот пусть ждет «гуманитарной» интервенции». Кто будет виноват в случае, если свои бомбы разработают КНДР и Иран, для Путина очевидно. С этими странами возможно только мирное сотрудничество.
Наконец премьер отмечает, что в странах, непосредственно прошедших через «арабскую весну», как ранее в Ираке, «российские компании теряют наработанные десятилетиями позиции на местных рынках» и лишаются крупных контрактов. Освободившиеся ниши заполняются «экономическими операторами тех самых государств, которые приложили руку к смене правящих режимов».
При таком раскладе, пишет Путин, «может возникнуть мысль», что вмешательство было простимулировано «не заботой о правах человека, а чьей-то заинтересованностью в переделе рынков». В связи с этим, продолжает он, Россия намерена активно работать с новыми властями арабских стран, чтобы оперативно восстановить свои экономические позиции.
В связи с событиями «арабской весны» Владимир Путин затрагивает фактор Интернета, который начал влиять на политику и общественное мнение. Премьер считает, что продвигать дальше «уникальную свободу общения в Интернете» нужно, одновременно уменьшая риск его использования террористами и преступниками. Надо различать, где свобода слова, а где «задействуются противоправные инструменты «мягкой силы».
Точно так же он приветствует «цивилизованную работу гуманитарных и благотворительных неправительственных организаций. В том числе – выступающих активными критиками действующих властей», но осуждает «псевдо-НПО», которые при поддержке извне пытаются дестабилизировать обстановку в тех или иных странах, отмечают «Известия».
Говоря об отношениях с Европой, Путин напомнил: россияне считают себя европейцами, поэтому Россия предлагает создать с Европой единое экономическое и человеческое пространство «от Лиссабона до Владивостока». В итоге будет создан «общий континентальный рынок стоимостью в триллионы евро», что будет выгодно и России, и Европе.
Премьер сообщил о готовности Москвы помочь Европе бороться с экономическим кризисом и заявил, что Россия заинтересована в сильном Евросоюзе, «каким его видят Германия и Франция».
Владимир Путин предложил усилить сотрудничество в сфере энергетики «вплоть до создания единого энергокомплекса», чему уже способствует строительство газопроводов «Северный поток» и «Южный поток».
«Третий энергопакет», который направлен на выдавливание российских компаний из Европы, премьер советует «набраться мужества и убрать», тем более что многие европейские политики этот пакет «поругивают».
Путин напомнил, что установлению подлинного партнерства с ЕС мешает визовый режим.
Экономический рост Китая для России, по словам премьера, не представляет угрозы, а является вызовом, который несет «колоссальный потенциал делового сотрудничества». Отношения с другим азиатским гигантом – Индией – у России традиционно дружественные.
Взаимодействие с партнерами по БРИКС Москва считает приоритетным и надеется, что при налаживании координации между собой страны БРИКС начнут оказывать весомое влияние на международную экономику и политику.
Экономической дипломатии в статье посвящён отдельный раздел. «Если попытаться проанализировать, как мы продвигаем российские экономические интересы на международной арене, – пишет Путин, – становится ясно, что мы ещё только учимся делать это системно и последовательно. Ещё не хватает умения, как это удается многим западным партнерам, грамотно лоббировать на внешнеэкономических площадках выгодные отечественному бизнесу решения.
Задачи же на этом направлении, с учетом приоритетов инновационного развития страны, стоят более чем серьезные – обеспечить России равноправные позиции в современной системе мирохозяйственных связей, свести к минимуму риски, возникающие при интеграции в мировую экономику, в том числе в контексте вступления в ВТО и предстоящего присоединения к ОЭСР.
Нам, как воздух, необходим более широкий, недискриминационный выход на внешние рынки. Пока с российскими экономическими операторами за границей особо не церемонятся. Принимают против них ограничительные торгово-политические меры, возводят технические барьеры, ставящие их в менее выгодное положение по отношению к конкурентам.
Аналогичная картина и с инвестициями. Мы стараемся привлечь в российскую экономику зарубежные капиталы, открываем для них самые привлекательные отрасли, подпускаем к действительно «лакомым кускам», в частности, в топливно-энергетическом комплексе. Наших же инвесторов за рубежом особо не привечают, а зачастую демонстративно оттирают в сторону.
За примерами ходить далеко не надо. Взять историю с германским «Опелем», который так и не смогли приобрести российские инвесторы – даже несмотря на то что эту сделку одобрило правительство ФРГ и позитивно восприняли немецкие профсоюзы. Или вопиющие ситуации, когда российскому бизнесу, вложившему солидные средства в зарубежные активы, попросту не дают вступить в права инвестора. Такое особенно часто происходит в Центральной и Восточной Европе.
Все это подводит к мысли о необходимости усилить политико-дипломатическое сопровождение действий российских предпринимателей на внешних рынках, оказывать более плотную поддержку крупным, знаковым деловым проектам. Не забывать и о том, что Россия может применять зеркальные ответные меры в отношении тех, кто прибегает к приемам недобросовестной конкуренции».