«Барышня-крестьянка» для всех возрастов

В Тюменском театре кукол готовится премьера спектакля «Барышня-крестьянка» по произведению Александра Пушкина. Сейчас полным ходом идут репетиции. Режиссером-постановщиком стала Ирина Лядова, она же написала и инсценировку. Сценография Сергея Перепелкина, костюмы Ольги Трофимовой. Сюжет известен практически всем, но теперь молодежь почти не читает, так что для кого-то эта история станет открытием.

Это своего рода эксперимент для труппы. Хотя в театре не редкость, когда актеры играют «живым планом», не прикрываясь куклами и даже масками. Но все эти спектакли ставились режиссерами-кукольниками, хорошо знающими специфику актеров, особенности их профессиональной пластики. Ирина Лядова впервые работает с актерами-кукловодами.

Однако в театральном мире она не новичок, за ее плечами постановки по произведениям Чехова, Васильева, Володина, Мрожека, Ажара, братьев Стругацких. Многие из них были удостоены наград на различных фестивалях. Недавно она стала главным режиссером Камерного театра в Екатеринбурге.

Мы побывали на одной из репетиций. Чувствовалось, что актеры с удовольствием примеряют на себя образы пушкинских героев, постоянно находя для них новые краски. Берестова играет Александр Ганичев, Лизу – Юлия Графеева. В перерыве удалось пообщаться с Ириной Лядовой.

– Ирина, почему вы обратились именно к Пушкину?

– Когда ставишь спектакль по его произведениям, можно не переживать за материал. У него потрясающий язык, хорошо прописаны образы. Ведь не секрет, что многие современные авторы грешат не очень хорошей работой над словом.

– Но, ставя классику, не боитесь уйти к шаблонам?

– У меня нет шаблонов, если честно, я не так много видела спектаклей по Пушкину. Ту же «Барышню-крестьянку» смотрела только один раз и уже подзабыла.

– Вы решили ставить драматический спектакль в кукольном театре, с чем связан такой выбор?

– Это идея директора театра Василия Николаевича Пустыльникова, возможно, так он хочет привлечь молодежь. Я считаю, что этот спектакль могут смотреть и школьники лет с 12, и взрослые. Для людей старше 30 лет Пушкин – их детство, все они выросли на его сказках, позднее – на повестях и рассказах. И они с удовольствием возвращаются в то время.

– Вы не знали тюменских актеров, как утверждали их на роли?

– Здесь мне помогали художники Сергей Перепелкин и Ольга Трофимова, зав.труппой Зинаида Береговая. Потом я с ними познакомилась, у меня тоже было право выбора. Но должна сказать, что в большинстве случаев рекомендации были верными, по ходу репетиций что-то корректировалось.

– Вам сразу удалось найти общий язык?

– Нашу встречу мы начали с того, что я попросила актеров вспомнить самую эмоциональную ситуацию из их детства. Разговаривали больше часа, и мне понравились их чувства, мироощущение. В театре очень хорошая, творческая атмосфера. Я здесь совсем недавно, но уже чувствую себя своей, с радостью прихожу на репетиции.

– Вы сказали, что спектакль могут смотреть школьники с 12 лет. Но это поколение в большинстве своем потеряно для театра. Не боитесь рассчитывать на эту аудиторию?

– Я выпустила «Барышню-крестьянку» в Екатеринбурге в Камерном театре. И должна сказать, что все зависит от воспитания. Для подростков тяжело играть, но если их заинтересовать, они будут смотреть. В Екатеринбурге приходили классами, и никакого хамства не было. Хотя признаюсь, что мы немного нервничаем. Но актеры не прикрыты куклами, они все молодые, красивые, и это не может не привлекать. А если будет взаимная симпатия, то возникнет и контакт.

– Вы полностью перенесли схему спектакля, поставленного в Екатеринбурге?

– Нет, это неинтересно. Здесь другие декорации, костюмы, актеры, и они все привносят в постановку другие краски. Актеры иногда сами что-то придумывают.

– Сегодня на репетиции я заметила, что вы не очень жесткий режиссер, прислушиваетесь к предложениям актеров.

– У меня в голове есть картинка, как все должно быть. Но я предлагаю им самим до нее дойти методом проб. А порой они действительно предлагают стоящие вещи, если это идет на пользу спектаклю, то, конечно, я только за. И мне гораздо легче работать с актерами, которые способны на импровизацию, постоянно находятся в поиске.


5659