Романсы от оперной примы

В Тюменской филармонии прошел концерт народной артистки СССР Елены Образцовой.

Оперная прима, чье имя гремело на весь мир, к сожалению, редкий гость в нашем городе. В последний раз она приезжала сюда в качестве драматической актрисы, и то довольно давно. И вот она появилась на сцене в элегантном черном платье. Сама вела программу, объявляла номера, представила концертмейстера и свою коллегу, которая является ее дочерью, Елену Макарову.

Начался концерт с произведений Ференца Листа, исполненных на языке оригинала. Любителям музыки они известны по первым аккордам, хотя не так часто популярные певцы включают их в свой репертуар. «Горные вершины», «Радость и горе» являют собой лучшие образы камерного искусства. Елена Макарова начала свое выступление с «Аве Марии» Шуберта.

Широкой публике ее имя мало о чем говорит, на телевидении Макарова появляется редко, но гастролирует вместе с матерью. Нужно иметь большую смелость, чтобы пойти по стопам великой певицы, ведь сравнения будут неизбежны. А тем более петь с ней в одной программе. У Макаровой неплохой чистый голос, но она явно не тянет на звание примы и даже вряд ли в театре сумела бы стать солисткой. Не знаю, как Елена звучит в опере, арии она не исполняла, но, скорее всего, она камерная певица. Ее вокальные возможности по-настоящему раскрылись во время исполнения испанских композиций. Она жила в этой стране и впитала в себя ее энергетику, к тому же эти произведения очень темпераментные. Поэтому зрительный зал не остался к ним равнодушным и щедро одарил гостью аплодисментами и даже цветами.

Елена Образцова решила немного просветить публику и включила в программу сочинения Рейналдо Анна, бразильского композитора, который учился в Париже у Маскне. Он мало кому известен, но она все же сумела отыскать ноты и исполнила пять произведений, а чтобы зрители лучше их прочувствовали, перед каждым давала перевод.

Затем наступило время романсов. Елена Васильевна не стала перегружать зал сложной серьезной музыкой и выбрала только хиты, такие, как «Утро туманное», «Ночь светла», «Темно-вишневая шаль». Они очень популярны, но как-то мало сочетаются с образом Елены Образцовой. И уж тем более было странно, что не прозвучали оперные арии. Казалось, само собой разумеется наличие в программе арии Кармен или Сантуцци из «Сельской чести». Они же являются визитными карточками Образцовой. Когда-то легендарный режиссер Франко Дзеффирелли для экранизации «Сельской чести» выбрал Образцову а не итальянских вокалисток. И назвал ее одним из своих самых больших потрясений. Настолько органично она смотрелась в постановке. Но тюменские слушатели так и не дождались арий, принесших Образцовой всемирный успех.

Уже давно стало традицией, что для концертных вариантов многие оперные исполнители выбирают романсы и камерную музыку. Особенно если отправляются в гастрольные туры, когда каждый вечер новый город, новый зал, под акустику которого нужно приспосабливаться. И все же, думаю, зрители, приходящие на выступления солистов оперных театров, хотят услышать и произведения, сделавшие их звездами жанра.


5590