В учхозе сельхозакадемии прошлогодний надой на фуражную корову составил 7414 килограммов. Прибавка – 408 кг. Если учесть, что «плюсовать» высокопродуктивному скоту достаточно сложно, то это достижение заставляет обратить на себя внимание. О слагаемых успеха наш обозреватель говорил с главным зоотехником этого сельхозпредприятия, кандидатом сельскохозяйственных наук Ольгой Румянцевой.
– Чем взяли? Стояла задача – добиться максимально высоких результатов. Работа шла ровно по всем направлениям: технология кормления, содержание, доение, ветобслуживание, селекционно-племенная деятельность по совершенствованию скота черно-пестрой породы… Что-то выделить трудно.
– Кто из доярок добился самого высокого надоя от животных?
– Оператор машинного доения Галина Быстрицкая чуток не достигла планки в 8,5 тысячи килограммов молока от коровы. Ее коллеги Валентина Бердникова с Рощинской и Лидаида Ильина с Утешевской ферм надоили по 8455 и 7772 килограмма.
– Результаты по этим двум фермам в последнее время не очень разнятся. А разрыв, помнится, был значительный…
– Доходил до тысячи килограммов на животное в среднем по стаду. На Утешевской подтянули слабые звенья, и, как итог, подрос результат всего хозяйства.
– Хотя бы один пример?
– Уже третий год там работает ИСРК-12 (измельчитель-смеситель-раздатчик кормов), известный в аграрной среде под названием «Хозяин». С его помощью животным массово задается кормосмесь. При этом важно, что в «Хозяин» также закладывается значительная часть концентратов. В таком варианте и усвоение лучше, и раздача механизированная… Разумеется, по итогам контрольной дойки более высокопродуктивных коров приходится дополнительно подкармливать концентратами. Но это уже не так обременительно для животноводов.
– Прошлый год был объявлен годом воспроизводства. В области выход телят на 100 коров подняли до 74 процентов.
– У нас он составил 88. Признаться, в позапрошлом году ситуация была посложнее. Понизили результат до 80 телят на 100 голов. А в целом привычным для нас является выход 90 телят.
– Чем объясните позапрошлогодний сбой? Читатели наши порой сетуют, что мы в общих словах говорим о воспроизводстве. У них ведь тоже с личным скотом проблемы имеются.
– Как такового сбоя не было. У нас ничего не менялось. Дело в физиологии животных. Чтобы говорить о воспроизводстве в 2010 году, нужно вернуться в 2009-й. Посевная бывает не только на полях. Вы, наверное, помните, что зима была тогда холодная. Поэтому часть коров, которая должна была осемениться в суровые месяцы, прошла эту процедуру только в апреле-мае. Стало быть, и отел сдвинулся с декабря 2010-го на следующий год.
– Коровам жизненного тонуса не хватило?
– На их физиологию в значительной степени влияют и естественный свет, и объем воздуха, и движение… Когда животное двигается, происходит массаж внутренних органов, приведение организма в физиологическую норму. В суровые зимы коров меньше выгуливают. А это приводит к тому, что у них очень трудно определить момент готовности к воспроизводству. Специалисты такую ситуацию называют «тихой охотой». Вот этот фактор иногда и влияет на наши показатели.
– В «Тюменьгосплеме» мне рассказали, что в учхозе есть оператор машинного доения, в группе которой почти стопроцентный результат по воспроизводству. В условиях традиционного линейного доения и содержания в старых типовых животноводческих помещениях она талантливо работает с высокопродуктивными коровами отечественной селекции.
– Действительно, у Людмилы Нагоровой при среднем по сельхозпредприятию надое чуть ли не стопроцентный выход телят. Она чутко улавливает все нюансы жизни животного. Скажем, первые три-четыре месяца после отела – это время, когда корову нужно и осеменить, и получить максимальное молоко. Если она при раздаивании начинает интенсивно кормиться, то у нее естественно затухает рефлекс воспроизводства. Вновь возникает «тихая охота» на фоне высоких надоев. И искусство доярки – постараться это вовремя заметить. Людмиле Юрьевне это в полной мере удается.
– По-моему, следить за этим должны и другие животноводы?
– Обычно в хозяйствах к этому подключается вместе с дояркой и техником по воспроизводству стада весь обслуживающий персонал. И чем больше людей озабочено этим, тем выше результат. Бывает, что при одинаковых условиях в разных звеньях разные результаты. Это все зависит от умения и старания работать с животными. Роль человека очень велика. Если на современном молочном комплексе электроника выявит потребность и выдаст корма, определит момент готовности к воспроизводству и так далее, то нашим животноводам приходится полагаться на высокую квалификацию, индивидуальную работу с животными. Наши люди в большинстве талантливы в своей профессии.