Ода календарю

Новая выставка “Отражение времени” в музее “Дом Машарова” посвящена истории российского календаря. Среди экспонатов – знаменитый Брюсов календарь, месяцеслов XVIII века, металлический календарь с термометром к 300-летию дома Романовых, календарь антирелигиозника и календарь-сберкнижка.

Зал, в котором разместилась экспозиция, слишком мал, чтобы показать все календарные диковины, собранные в фондах музейного комплекса. Развернуть бы в натуральную величину страницы того же Брюсова календаря на 1709 год, отпечатанные с шести больших гравировальных досок, мечтает автор выставки, научный сотрудник Надежда Водилова. Но тогда для остальных экспонатов места просто не останется…

Пришлось ограничиться переизданием 1875 года под названием “Первобытный Брюсов календарь с начала его выхода…” На первый взгляд он совсем не похож на привычные нам календари – в сложной таблице собраны воедино святые мученики, фазы луны, знаки Зодиака… Читателям указывают, когда “надобно рубить лес, стричь волосы, принимать слабительное, пускать кровь…” Календарь служил книгой предсказаний, которые охватывали не только ближайшие 12 месяцев, но и целые столетия – вплоть до 2000 года! Жаль, не до 2012-го… А еще больше жаль, что нельзя вынуть календарь из витрины и посмотреть, каким рисовала фантазия оракулов XVIII века наше недавнее прошлое. Раздел предсказаний был так популярен, что его сохранили даже в календарях, издаваемых академией наук, снабдив пометкой “Для любопытствующих”.

Отнюдь не все советы и поучения составителей были так уж пусты. Старые русские месяцесловы содержали многовековой опыт народа, который пахал, сеял, жал, рыбачил, охотился, подмечая закономерности природных и погодных явлений. И в академических календарях краткий свод народных примет уживался под одной обложкой с научной информацией по истории, географии, метеорологии, астрономии.

Исключительное право выпуска календарей сохранялось за Петербургской академией наук почти полтора столетия. Тиражи не превышали 17-18 тысяч экземпляров – и это на всю страну! Те, для кого официальные месяцесловы были недоступной роскошью, следили за ходом дней на свой лад – к примеру, по святцам… Или по календарям собственного изготовления.

Один из самых интригующих экспонатов выставки – охристый диск в точках, линиях и странных знаках. Сразу возникают ассоциации с памятниками древнейших цивилизаций... Достоверно о нашем “круге для хронологических исчислений” известны только две вещи – он передан в музей одним из жителей деревни Рафайлово в 1957 году и изготовлен из кости мамонта. Не на Крите, конечно, и не в индийской Хараппе: буквы на диске кириллические, названия месяцев читаются отчетливо. Пока у сотрудников музея два предположения: это либо сельскохозяйственный календарь, либо старообрядческий. Надежда Водилова склоняется ко второй гипотезе.

После того как в 1865 году государство наконец выпустило из своих рук “стратегическое” дело издания календарей, в России начался истинный календарный бум. Занимательные и дешевые календари от Ивана Сытина и Алексея Суворина расходились многомиллионными тиражами. Появились специализированные издания – исторические, хозяйственные, для женщин, для врачей, военных, пчеловодов… Настольные, отрывные, перекидные, настенные, передвижные, “вечные”, календари-альбомы, карманные календарики с рекламой выпустивших их фирм, а также “календарные стенки” – картонки с яркими картинками и креплениями для отрывных календарей.

Первые советские календари, которые начали печатать с 1918 года, по правде сказать, не так уж отличались от своих старорежимных предшественников – они тоже агитировали, но не за самодержавие, православие и народность, а за мировую революцию, и они тоже сообщали читателям практическую информацию, в частности о пролетарских праздниках, объявленных выходными днями. А вместо имен по святцам настойчиво предлагали давать детям новые, прогрессивные имена, такие, как Трибунал, Горнист, Ротация, Конференция, Привет, Страда, Перекоп, Социалист, Гроза…

Ни общественные потрясения, ни переход со старого стиля на новый не повлияли на основное наполнение календарей, которые продолжали рассказывать, подсказывать, развлекать и даже изредка пророчить. А в календаре за 1945 год содержится немало советов, полезных в условиях разрухи: например, как вставить в окна вместо стекол промасленную бумагу…

“Эпоха развитого социализма” представлена календарями для спортсменов, для школьников, календарем знаменательных дат, рекламными календарями Росгосстраха. Кстати, календарь-сберкнижку на 1962 год выпустило Тюменское книжное издательство. Рядом с настольным календарем “Космическая фантастика” органично смотрится будильник “Ракета” – тоже отражение времени.

В 1991 году увидели свет последние советские календари, 027-6-1и тематика изданий мгновенно изменилась – перед нами календари “Храмы Тюмени”, “Казаки”, мусульманский календарь, православный календарь. Появились корпоративные календари, знаменуя переход к этапу новейшему… Увы, потребность в печатных календарях с каждым годом убывает. На смену им идут электронные устройства, а традиционные календари на глазах становятся продуктом имиджевым, сувенирным и рекламным.

Но трудно не согласиться с выводом Надежды Водиловой: календари – это энциклопедия знаний своего времени. Они отражают историю в тот момент, когда она вершится, то есть наиболее достоверно. И если сегодня вместо настольных календарей появляются календари на кружках и разделочных досках, значит, таково веление эпохи…

 


5528