Стать настоящим мастером своего дела нелегко. Еще труднее найти такого человека. В этом убедилась воочию.
До недавнего времени повышенное внимание обращали на получение высшего образования. Невысокий уровень качества знаний, отсутствие планового подхода к вопросу привели к перепроизводству гуманитариев. Рынок труда сегодня переполнен дипломированными юристами, экономистами и менеджерами. Нынче схватились за голову: нет технарей и обычных рабочих. Дипломы в руках, а делать этими руками ничего не умеют и не хотят.
Наконец заговорили о нехватке электриков, сантехников, токарей, слесарей. Но срочно изменить положение нельзя, а скоропостижно заиметь специалистов нереально. Потребность в них с каждым днем ощущается все больше и больше.
Когда я была маленькая, по соседству с нами жила семья, в которой было трое дочерей. Отец беспробудно пил горькую, мать – домохозяйка и инвалид. В общем, шиковать им было не на что. Когда девчонки подросли, окончили ПТУ. Освоили обычные, но такие востребованные специальности – повара, парикмахера и продавца. Старшей сейчас, к сожалению, уже нет в живых, но до последнего дня она работала на кухне и, говорят, получала очень неплохо. Младшая нынче частный предприниматель – имеет свою торговую точку в одном из супермаркетов. Средняя, хоть и не завела своего дела, однако и в постпенсионном возрасте еще трудится и имеет собственных клиентов. Среди последних и я. По жизни сколько бы ни обращалась к парикмахерам, редко когда уходила от них довольной. А вот Татьяна Алексеевна умеет так постричь, что чувствую себя словно после посещения салона красоты. Сейчас езжу только к ней, не смущает даже то, что добираться надо на противоположный конец города.
А вот еще один пример. Рядом с нашим домом стоит будка «Ремонт обуви». Дороговато и не совсем добротно выполняют там заказы. Да и обувщики часто меняются. Поэтому я предпочитала ездить к «Универсаму», где работал мужчина по имени Арсен – и хороший мастер, и приветливый человек. Из старых башмаков мог конфетку сделать! Внезапно пункт закрыли. Причины так и не знаю. Следы мастера потерялись. Пришлось обращаться в ближайший киоск. Удивилась новому работнику Назару Арменовичу, человеку средних лет, спокойному и очень доброжелательному. И цены не кусались. Года три обращалась к нему. Заказы выполнял быстро и очень качественно. Особенно запомнился один случай: раскрошилась подошва у итальянских туфель-лодочек. Ноги со временем обзавелись больнющими косточками, к вечеру распухали. А вот эти туфли, приняв форму стопы, не жали, не мозолили, были, как тапочки. Попросила заменить подошву. Такой услуги в перечне нет, но мастер не стал от меня отмахиваться, взялся помочь. Благодаря его стараниям туфельки радовали меня еще два года.
Позапрошлой осенью эти подошвы сносились. А мастер исчез. Вместо него сидели два молодых человека, категорически отказавшиеся помочь. Вновь приобретенная обувь никак не хотела становиться удобной. Ноги сильно болели, от натоптышей и мозолей не было спасу. Только через год совершенно случайно далеко от дома я встретила прежнего знакомого. Приветствовали друг друга прямо по-родственному. Как я была рада. Теперь снова с любимыми туфлями. Мастер подарил им третью жизнь. Подошвы крепкие, добротные, явно послужат не один год. А новая пара пусть подождет.
Великое все же дело – быть мастером. Какую пользу эти люди приносят окружающим. Спасибо им за умелые руки и доброту. И совсем неважно, какую именно профессию избрал человек. Если он мастер-повар, мастер-парикмахер, мастер-обувщик, мастер-электрик, мастер-сантехник, мастер-слесарь, мастер-плотник и так далее – это счастье для тех, кто получает услугу. Максимум пользы обществу – пусть каждый придерживается этого девиза, и тогда, как говорит известный телеведущий: «Завтра наша жизнь станет пусть немного, но лучше, чем вчера». Это главное в наше нелегкое время.