Встреча с высоким искусством

В концертном зале им. Ю. Гуляева в исполнении Хоровой капеллы Тюменской филармонии (художественный руководитель и дирижер Анжелика Таланцева) прозвучал знаменитый «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса. Партию сопрано исполнила Анна Сукманюк, баритона – заслуженный артист России Александр Цинько.

«Немецкий реквием» Брамса отличается от знаменитых реквиемов его современников Берлиоза и Верди тем, что написан не на традиционный латинский текст католической заупокойной службы, который сложился еще в средние века (как, например, «Реквием» Моцарта). Брамс сам подобрал тексты из различных глав Библии в немецком переводе Лютера и распределил их на семь частей. Крайние опираются на слова евангельской Нагорной проповеди («Блаженны страждущие, ибо они утешатся») и Откровения Иоанна Богослова («Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе»).

Образные соответствия имеют также 2-я и 6-я части. В 3-й впервые возникает мотив утешения, заимствованный из Псалтыря: «Ныне, Господи, кто должен меня утешить?» Ответ на этот вопрос дается в пятой части: «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (книга пророка Исайи).

Общий смысл реквиема Брамса совсем иной, нежели католической заупокойной мессы. Отсутствует молитва, ни разу не упомянуто имя Христа, нет картин Страшного Суда, обычно занимающих в реквиеме важное место. Упоминание о «последней трубе» не рождает страха смерти, а утверждает «слово написанное: поглощена смерть победою» (первое послание апостола Павла к Коринфянам). Много слов утешения, надежды, любви: «Немецкий реквием» обращен к живым, примиряя их с мыслью о смерти, внушая мужество. Брамс обращается не только к немцам, но и ко всем людям: «Признаюсь, что охотно опустил бы слово «немецкий» и просто поставил бы «человеческий».

В музыке «Немецкого реквиема» впервые полно выявляются характерные черты стиля этого композитора: опора на традиции эпохи барокко – Баха и Генделя, использование протестантского хорала в сочетании с песенными лирическими интонациями, мягкая, но плотная аккордовая фактура, органично сочетающаяся с полифоническими приемами. Форма реквиема отличается удивительной стройностью, уравновешенностью. В центре – светлая лирика, обрамленная размышлениями об утешении.

Наиболее развернута и контрастна по содержанию вторая часть, «Ибо всякая плоть – как трава», – величественная сарабанда. Она начинается тяжелыми аккордами оркестра, мрачность которых усиливается фразами хора в унисон. Завершением служит энергичное, ликующее фугато. Сравнительно небольшая четвертая часть, «Как вожделенны жилища Твои, Господи!», она пленяет лирической мелодией, скромной, мягкой, гибкой.

Добавлю, хоровая капелла Тюменской филармонии организована Анжеликой Таланцевой в 1997 году и постоянно совершенствует свое исполнительское искусство. Реквием Брамса – одно из свидетельств творческого роста.


5433