Из «шторма» вышли без потерь

Об итогах минувшего года, о зимовке скота и состоянии животноводства наш обозреватель беседовал с заместителем директора департамента АПК Рустемом Бетляевым.

– А тюменские животноводы рады этому вдвойне. Еще в начале минувшего года наш губернатор заметил, что условия прошедшей зимовки были весьма тяжелые и поэтому есть возможность оценить, насколько крепко наше животноводство «стоит на ногах». Все, наверное, помнят позапрошлое лето: половина районов в нашей области пострадала от засухи. Где-то вообще не собрали грубых и сочных кормов. До грамма подобрали переходящие запасы предыдущего сезона. А у кого-то и этого не было. К сожалению, особенно пострадали крупнотоварные хозяйства с высокопродуктивными животными. Тем не менее отрасль суровый экзамен выдержала.

– Искренне поздравляю вас!

– Мы увеличили поголовье крупного рогатого скота на 1,5 процента. Сохранили (с небольшим ростом) количество коров. Стало больше в 1,7 раза овец и коз, на 2,5 процента – свиней. Производство мяса (скота, свиней и птицы на убой) выросло на 4,6 процента. На 1,5 процента поднялась валовка молока, а производство яиц – на 1,7 процента.

– Рустем Османович, минувший был объявлен в области годом воспроизводства. Можно ли и на этом направлении подвести какие-то итоги?

– Впервые за последние пять лет и в этом добились определенных результатов. По оперативным данным, область в среднем прибавила 4-5 телят на 100 голов маточного поголовья. Это очень существенный рост.

– Я бы назвал достигнутое успехом. Если учесть, что результаты этой программы придется пожинать еще не один год.

– На постоянной основе созданы и успешно функционируют областная и районные рабочие группы по воспроизводству скота. Ежемесячно департамент получает их отчеты, которые подвергаются тщательному анализу. Областная группа регулярно дает рекомендации, помогает в практической и организационной работе. Бывает, что приходится «включать» и административный ресурс для достижения цели. Большая часть районных групп по воспроизводству была поощрена за хорошую работу. Вы знаете, что муниципального чиновника – «рабочую лошадку» – редко кто хвалит.

– Давайте популярно объясним читателям газеты, что же сделано для укрепления воспроизводства стада?

– На этой проблеме завязано всё, начиная с организации труда, комфортного содержания животных и кончая заготовкой качественных, с высокой энергетической ценностью, кормов. Попутно решая многие вопросы, мы вычленили приоритетные. Очень многое упирается в людей, занятых в воспроизводстве, в их квалификацию. Из этого логично вытекает проблема мотивации их труда. Эти специалисты должны быстро реагировать на меняющиеся условия, в том числе на течение гинекологических болезней, вести высококвалифицированный подбор того или иного препарата…

– Мне не раз приходилось бывать на кустовых семинар-совещаниях, где представители из нескольких районов на базе одного из хозяйств под руководством специалистов областной группы воспроизводства, опытных ветеринарных врачей на практике выполняют то или иное методическое указание. Есть ли еще какие-то формы обучения и подготовки ветеринарных врачей-гинекологов, техников по искусственному осеменению?

015-2-3– Действительно, мы делаем ставку на более эффективное практическое обучение. Не зря говорят, что лучший диагност – это патологоанатом. Когда специалист проводит диагностику животного, а потом подтверждает или опровергает свои доводы на материале после убоя, качество освоения предмета намного повышается. Сегодня у нас появилась такая возможность. Состояние изъятых репродуктивных органов рассматривают и анализируют в лабораторных условиях. При ректальном исследовании вслепую многого не видишь… Такие занятия проводились в течение всего прошлого года. Возобновим их и в этом. Говоря о мотивации труда, должен заметить, что заработная плата людей не всегда адекватна ответственности и тяжести их работы. Скажем, ошибка техника по искусственному осеменению, которая скажется через год, может нанести огромный ущерб. Ты ему недоплатил (условно) рубль, правильно не замотивировал – и потеряешь на этом в сотни раз больше.

– Знаю несколько ферм, где сенажные ямы, расположенные в низине, регулярно затапливает вешними и грунтовыми водами. Без сомнения, в результате этого от подпорченного корма страдают животные. Ветврачи говорят, что после их убоя, как правило, наблюдают в разной степени больную печень. Можно ли устроить так, чтобы хозяева, руководители и специалисты фермы могли видеть «плоды» своих трудов?

– Проблема нарушения обмена веществ у жвачных стоит остро. Поражение печени – это, как правило, неправильная организация кормления перед отелом и после него. С этим мы боремся. Если раньше выбракованные коровы в ста процентах случаев имели существенные поражения печени, то сейчас мы этот показатель снизили в разы.

– То есть у нас поднялась культура животноводства и качество кормов?

– Простой пример. Раньше посещение фермы начиналось с ощущения устойчивого запаха. Сейчас в большей мере (конечно, кого-то еще ругаем за малоэффективную вентиляцию, недостаточное проветривание) эту проблему сняли. Многое объясняется хорошим качеством кормов. У меня есть повод сказать, что мы здорово поработали с кукурузой. Говорят, всё хорошее – это забытое старое. Вернулись к этой культуре на более высоком технологическом уровне. Вначале основательно поработали по поиску и оценке эффективности гибридов. Сегодня мы имеем силос в восковой спелости зерна кукурузы с влажностью в пределах 65 процентов. И это качественно иной корм, содержащий 11,5 мегаджоулей обменной энергии в килограмме сухого вещества. У нас нет природно-климатических условий для выращивания зерна кукурузы, но у нас есть очень хороший силос из нее. Это тоже фактор, который позволяет улучшить показатели по воспроизводству. Если не дать корове достаточное количество энергии сразу после отела, причем не только за счет концентратов, осеменить ее вовремя не удастся.

– Как проходит нынешняя зимовка? Для нее, как сообщалось, качественных кормов заготовили впрок.

– Действительно, кормозаготовительная кампания на этот раз прошла довольно успешно. Да и зерно нынче реализуют ниже себестоимости. Поэтому животных можно обеспечить в достатке концентратами. Уверен, что наши обязательства перед областным правительством будут выполнены. Работу, связанную с улучшением показателей по воспроизводству, продолжим. Если мы еще 4-6 телят на 100 голов маточного поголовья прибавим, это станет очень серьезным достижением. В целом зимовка проходит успешно. Никаких форс-мажорных обстоятельств! Хорошо себя показали животные, завезенные под конец прошлого года из Америки.

Сейчас у них идет отел. Из двухсот буренок родовспоможение понадобилось всего 4-5. У «американок» уникально легкие отелы, в отличие от европейского скота. Они также более устойчивы к нарушению обмена веществ. Наблюдалось не более двух процентов исхудавших животных. То есть ситуация такая же, как в нашем аборигенном стаде. Чего, повторюсь, не скажешь о скоте европейской селекции. Если европейский после отела давал большое молоко, это зачастую приводило к нарушению обмена веществ, а иногда и к падежу, то у заокеанских особ рост молочной продуктивности медленный, но верный. В течение месяца корова выходит на плановые показатели. То есть проблем с адаптацией не возникает.

– Это может объясняться резко континентальным климатом Северной Америки…

– Можно и с этим согласиться. Анализ адаптации импортных животных различной селекции дает большую пищу для размышлений. У нас в целом стадо адаптировалось. Вот только существуют проблемы с акклиматизацией датских голштинов в более северной подтаежной зоне. И, безусловно, решение по завозу зарубежного молочного скота из разных мест можно назвать удачным.

015-2-2– Руководитель ООО «Прогресс» из Нижнетавдинского района Мусса Шибилов не может приступить к строительству коровника на 400 голов с более комфортным боксовым содержанием по причине того, что банки не дают ему кредит хотя бы на 4-5 лет. Он уже подготовил проект, спланировал и согласовал строительную площадку.

– Я оказывал всемерную поддержку этому проекту. Более того, это предприятие по нашей инициативе было заявлено на бюджетную поддержку. Сейчас мы проводим переговоры по этому поводу с банками. Надеюсь, что сдвинем стройку с мертвой точки. Радует, что люди в непростых условиях готовы развивать животноводство, вкладывать деньги в бизнес, в котором, как говорится, мёдом не намазано. Поэтому постараемся помочь в пределах возможного.


5327