Тюменский художник Александр Кухтерин ничего специально не делает для того, чтобы как-то удивлять публику. Он просто так живет. И при этом плоды его творчества – керамика, графика, живопись – всегда востребованы. Если же возникают паузы, он смело начинает экспериментировать. Заглянем в мастерскую художника и предоставим ему слово.
– Недавно мне посчастливилось побывать в арктической экспедиции на Таймыр и Колыму. Тема Арктики – одна из приоритетных. Мы побывали на Таймыре, на реке Хатанга, где находилось зимовье первопроходца Харитона Лаптева. На карте река изображена в виде тонкой линии. А на самом деле между ее берегами три с половиной километра! Буксир идет – двери хлопают от качки! Порт Хатанга был частью Северного морского пути, как и порт Черский на Колыме, куда мы отправились позднее.
На Колыме экспедицию интересовал Стадухинский острог. В наши задачи входило описание этих археологических памятников, исследование их состояния, поиск артефактов. Ответ на основной вопрос повестки дня «Кто осваивал Арктику?» звучит очень просто: «Русские осваивали!». Весь Север от Мурманска до Чукотки пройден нами, тут расположены русские городки, остроги, зимовья. Кому-то нужны доказательства? Пожалуйста! Русскому городу Мангазея, найденному на берегах Северного Ледовитого океана близ полуострова Ямал, к примеру, уже 400 лет!
– В этих суровых краях до сих пор живут люди?
– Да. Мы встречали летчиков полярной авиации, которые теперь работают на земле, шоферят и проклинают все на свете. Хозяйства крякнули, ледовая разведка никому не нужна. А ведь край-то богатейший! Рыбу можно добывать, какую хочешь – белую, красную! Люди живут и надеются, что Северный морской путь когда-нибудь возобновится.
– Считаете ли вы себя успешным человеком?
– Конечно! Хотя, в какой системе координат рассматривать успех и неуспех. Например, на «Мерседесах» мы с женой не ездим… Мои достижения зримы, их можно пощупать руками. Одно из первых – это восстановительный обжиг керамики, которым до меня на территории Сибири никто не занимался. Такая керамика называется черно-лощеной, обжигается в горне, желательно на дровах. Я и горн сам сконструировал. Перечитав кучу специальной литературы, преодолевая сопротивление среды, воссоздал технику, которой владели, может быть, только в Белоруссии или Нижнем Новгороде. Безусловно, это и часть моего творчества, и часть моего бизнеса. Кроме того, у меня есть ученики, которым я поставил руку, дал какие-то методики, и они теперь уже сами учат начинающих художников.
– Чем вы начнете заниматься в скором времени?
– Горячими эмалями. Это будет новая строчка на моей визитной карточке. Все, что связано с огнем, мне очень нравится. Это возможность и заработать, и самореализоваться. Графика, керамика, роспись стен в кафе и коттеджах – это то, что я делаю давно.
– Каковы ваши правила и принципы?
– Свою работу надо делать хорошо, вот и все. Я иногда хожу по художественным салонам. Стоят картины, на них изображены березки, цветочки… Один человек рисует их всю жизнь и никак не может остановиться. Но время-то меняется… Я не говорю, что нужно перешагивать через себя. Просто для того, чтобы достойно жить, надо стать гибким. И при этом не обязательно полностью подстраиваться под заказчика, потому что они иногда такого могут наговорить! «Сделайте мне футляр для бутылки коньяка в виде голой женщины!». Не буду я это делать! Но и от заказа не откажусь! Постараюсь убедить клиента, что лучше будет не голая баба, а лесовичок какой-нибудь в колпаке… И тогда он скажет: «Да, действительно, это будет интереснее!»
Недавно ко мне приятель зашел, художник, и спрашивает: «Ты для себя-то хоть работаешь?» Да я все для себя делаю! И мне вообще нравится все, что я несу на продажу! Просят, например, сделать портрет какого-нибудь начальника. И я пишу такой портрет, что он сам удивляется тому, каким его увидел художник, какие акценты расставил… То есть в нашей профессии в первую очередь ремесленником нужно быть, а уже затем художником. Альбрехт Дюрер обошел в Германии все мастерские, написал кучу работ, прежде чем его собратья по цеху присвоили ему статус художника и предоставили полную свободу…