Зрелище или камерная история

Как всегда, в начале года кинематографисты подводят итоги предыдущего. В это время получают основные награды и определяют те фильмы, которые принесли своим создателям наибольший кассовый сбор. И как часто это бывает, мнения критиков и зрителей значительно расходятся. На этот раз они разошлись практически кардинально. Понятно, впереди самое главное событие в мире кино – вручение «Оскара», но вряд ли расклад сильно изменится.

Так случилось, что ни одна картина, имевшая в минувшем году внушительную кассу, а следовательно, зрительский успех, не смогла пробиться в номинанты премии «Золотой глобус», второй по значимости в кино. Такое ощущение, что критики принципиально обходили их своим вниманием, даже не рассматривая в качестве кандидатов. В очередной раз за бортом остался фильм о Гарри Поттере, хотя там была вполне достойная работа оператора и неплохие актерские работы.

В конце концов после всех этих лет звания номинанта вполне могла бы удостоиться Эмма Уотсон, не говоря уже о непревзойденной Хелене Бонем-Картер, весьма почитаемой на родине в Англии. И куда меньше в Голливуде, пусть она и была не единожды «оскаровской» номинанткой. Еще складывается такое ощущение, что критики в упор не видят одного из лучших актеров современности Джонни Деппа. В прошлом году он даже не попал в списки номинантов за роль Шляпника в фильме «Алиса в стране чудес». На этот раз он тоже не был представлен на «Золотом глобусе». Джонни стоит утешиться тем, что он стал самым высокооплачиваемым актером, а лента с его участием «Пираты Карибского моря. На странных берегах» – одной из самых успешных. Если уж игнорируют явных фаворитов, то еще один коммерчески успешный проект «Сумерки» пользуется престижем только на молодежных конкурсах. Однако последний фильм вампирской саги получился не таким безнадежным, как предыдущие. Актерская игра, правда, не впечатляет, но сюжет получился более динамичным, да и видеоряд вышел очень красивым. И когда не знаешь законов жанра, то ленту можно смотреть и даже следует отметить операторское мастерство.

Однако у критиков на все свое мнение, пусть иногда оно и кажется спорным. На недавно прошедшей в Лос-Анджелесе церемонии вручения премии «Золотой глобус» определились первые фавориты уходящего года. На этот раз не было явного лидера, у всех картин, а также актеров появилась реальная возможность побороться за статуэтки. Но все же прослеживалась одна тенденция – в число номинантов попали в основном камерные истории без размаха и спец-эффектов. То есть кинематограф вновь возвращается к актерской игре, не спрятанной за компьютерной техникой и новомодными формами. И ярким доказательством тому стал черно-белый немой фильм «Артист», признанный лучшим в жанре комедии. У него была успешная фестивальная судьба, но до широкого проката он так и не добрался. Никто не хотел рисковать, боясь, что фильм не соберет полный зал. Жан Дюжарден, сыгравший в нем главную роль, стал лучшим комедийным актером. Нешуточная борьба развернулась в номинации «Лучшая комедийная актриса». И здесь таких мощных актрис, как Джоди Фостер и Кейт Уинслет, обошла Мишель Уильямс, получившая «Золотой глобус» за картину «Моя неделя с Мерилин».

Как известно, один из залогов успеха любого фильма – хороший сценарий. С него, собственно, все и начинается. «Золотой глобус» за лучший сценарий получил Вуди Аллен («Полночь в Париже»). Лучшим режиссером признан Мартин Скорсезе, снявший картину «Повелитель времени». Джордж Клуни, проигравший мэтру в режиссерской номинации со своей лентой «Мартовские иды», наверстал упущенное, став лучшим драматическим актером в фильме «Потомки», признанным также лучшей драмой. А великая Мерил Стрип еще раз доказала, что на сегодняшний день она первая дама в Голливуде, взяв «Золотой глобус» за роль Маргарет Тэтчер в картине «Железная леди». Приз за вклад в кинематограф получил также Морган Фримен, которого зал приветствовал стоя. «Золотой глобус» по традиции называют репетицией «Оскара», и вряд ли изменится список номинантов, хотя академики могут устроить сюрприз.


5181